Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

 

Творческое объединение теоретических исследований

и практики "Педагогика Культуры и Живая Этика"

 

 

Валерий Кучеровский, Ирина Яворская

 

«Марш Культуры» и Новая педагогика

Размышления о проведенных уроках «Марша Культуры» с комментариями

 

Культура – сила, преображающая человека.

Академик Людмила Шапошникова

 

О Культуре во все дни жизни 

 

Несколько штрихов к пониманию педагогической системы, разрабатываемой Международным творческим объединением теоретических исследований и практики «Педагогика Культуры и Живая Этика».

 

Ведущей силой нового времени должны стать Культура, вмещающая всю мощь и энергию Любви, Красоты и Знания, а также одухотворенное искусство, утончающее наши чувства и развивающее все тонкие струны нашего внутреннего мира. Академик Людмила Шапошникова называет Культуру силой, преображающей человека. Можем ли мы не использовать эту силу для воспитания детей-предтечей новой расы человечества? Думаем, нет!

 

Призыв Николая Рериха «Через искусство имеете Свет» становится важнейшей задачей в деле воспитания детей, а светоносная Культура в целом является пространством всей нашей педагогической деятельности.

 

В труде и творчестве, в устремлении к совершенствованию, в жажде познания и служении общему благу проявляется духовное горение, жизненно необходимый свет и энергия. Такой нам видится цель новой педагогики. Дети рождаются в свете и для света, и мысль Сократа о том, что «жить, значит давать Свет», помогает нам выстраивать планы и задачи развития детей, вести поиск живых жизненно-необходимых тем и воспитывающих уроков.

 

Живая Этика говорит о тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом, а также о том, что «явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры»[1]. Школа должна двигаться в этом направлении, ибо это голос эволюции и Живых Небес.

 

В школу должна прийти Красота 

 

Внимательное изучение трудов великого просветителя Николая Рериха дает нам богатейший опыт для воспитания и развития новых детей и выстраивания всего необходимого творческого процесса. В размышлении о педагогическом творчестве, Николай Рерих, замечательный разносторонний ученый, мудрец, путешественник, художник кисти и слова, имеющий двадцатилетний практический педагогический опыт в императорской школе поощрения искусств, в Санкт-Петербурге, становится для нас хорошим помощником.

 

Как просто, доступно и ясно излагает Николай Рерих важнейшие темы. Вот он пишет в одной из своих работ: «Часто с понятием Культуры ошибочно связывается представление о чем-то сверхобычном, почти недостижимом в сумерках обычной жизни. Между тем как раз наоборот, Культура тогда таковой, в сущности, и будет, если войдет во все дни жизни и сделается мерилом качества всех наших действий»[2].

 

И автор дает краткий, но очень важный завет: «Пылайте сердцами и творите любовью» [3]. Здесь же он размышляет о значении вечной темы любви, о которой так часто и много говорим и мы, но почему-то человечество от этого не становится лучше. И Николай Рерих дает важное объяснение: «Для любви надо раскрыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в Саду Прекрасном?» [4].

 

Сделаем вывод:

 

В школу должна войти красота, в школу должна войти любовь, которые будут способствовать расцветанию знаний в пространстве Сада Прекрасного, в мыслях о мире Высшем и жизни возвышенной, в которой есть место духовности, разумной религиозности, подвигу человеческого совершенствования во имя самых высоких эволюционных задач.

 

Но любые попытки усовершенствования педагогики без устремления к Культуре с ее ключами любви, красоты и знания будут тщетны. Потому что только Культура выводит педагогическое творчество от материалистического плоского мышления цивилизации к вертикали духовной связи с Высшей реальностью. Пока человечество не поймет, что спасение в Культуре, которая есть Свет, Любовь в своем высшем понимании и красота и она несет возрождение, строительное созидание и общее благо. Отвращение от Культуры приносит разрушение и разложение.

 

Пока человечество живет, нарушая все человеческие и космический законы, в своем прогрессирующем огрублении всей жизни, все реже слышится голос собственного духа. На лицо признаки глубочайшего кризиса всех слоев общества. Но «не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются? И не является ли это знамение еще одним свидетельством о том, что нужно из праха поднимать забытые, запыленные знамена духа, чтобы противоставить очевидному для всех разрушению ценности незыблемые?» [5].

 

«Нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре, как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению» [6]. Именно так понимал культурное просветленное мышление Николай Константинович Рерих, призывая к оздоровлению всей жизни. Прислушаемся к его взволнованному голосу: «Вспомним о предложенном в прошлом году Всемирном Дне Культуры, о школьном дне, когда сказания о лучших достижениях человечества, вместо обычных уроков, светлою вестью могут зажечь молодые сердца. Если в прошлом году мы мыслили о Лиге Молодежи и хотя бы об одном Дне, выявляющем Сад Прекрасный человечества, то теперь мы видим, что спешность этого выявления лишь умножилась. Один день уже не укрепит все то сознание, которое расшатано общественными и семейными невзгодами. Чаще нужно говорить о спасительном, творящем, вдохновляющем начале»[7].

 

И уже мы, в наше время, скажем также взволнованно: будем зажигать сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании, нести светлую весть о прекрасных возможностях в деле самосовершенствования! Нужно и нам поднимать Знамя Охранения Культуры, думать о спешности эволюции, о новых задачах, стоящих перед нами.

 

Марш Культуры 

 

В размышлении о культурном преображении внутреннего мира наших учеников, родилась идея о проведении не только одного дня, посвященного культуре, а «Марша Культуры». «Марш Культуры» - это ежегодный проект, охватывающий довольно значительный период времени. Он разнообразен по формам, жанрам и направлениям проведения, входящих в него мероприятий: фестивали, беседы, уроки, семинары, выставки и другое.

 

В этом году мы отмечаем десятилетие с момента первого марша, проведенного в Белгород-Днестровском педагогическом училище в 2007 году. Вот информация десятилетней давности:

«Как передает корреспондент ИА «Круг-информ», организаторы проекта в Белгороде-Днестровском - Культурно-педагогический центр «Белый город», творческая лаборатория гуманной педагогики «Орфей» и педагогическое училище.

 

Цель Марша – обратить внимание учителей, воспитателей, родителей, а также учеников и студентов на значение культуры в улучшении жизни. «Марш культуры» открылся выставкой, на которой представлено 42 репродукции картин Николая и Святослава Рериха. В рамках мероприятия планируется проведение классных часов для учащихся и выставка «Детскую книгу – в Красную книгу!», цель которой – сохранение детской славянской литературы. Пройдут также семинары по педагогике Константина Ушинского и Василия Сухомлинского. Завершится «Марш культуры» в апреле – состоятся выставки, видеопрограммы и классные часы».

 

За десять лет культурной работы со школьниками Белгорода-Днестровского и Одессы, студентами Белгород-Днестровского педагогического училища и Южно-украинского университета имени К. Ушинского в Одессе менялись и усовершенствовались формы работы, оттачивалось профессиональное мастерство.

 

Назовем основные торжественные даты в этом году, которым мы посвящаем праздничные уроки и фестиваль совместных уроков в Большедолинской школе-лицее № 3:

 

Международный День поэзии, 21 марта

Международный День детской книги, 2 апреля

Международный День космонавтики, 12 апреля

Международный День культуры, 15 апреля

 

Особую радость дает осознание того, что мы осуществляем данный проект вместе с детьми, которые сами по себе в начальной школе еще являются вестниками Высшей Радости и Красоты.

 

Учитывая, что «Марш Культуры» проводится, начиная с первого месяца Весны, его вполне можно назвать признанием в любви: пробуждающейся Весне, торжествующей Красоте Природы, долгожданному Свету и теплу и еще многим чувствам, которые мы ощущаем только в этот период жизни. Что-то неведомое, иномирное, но удивительно реальное захватывает в это время наши сердца, и мы радуемся этому чуду пробуждения света, жизни и красоты. Это интуитивное чувство реальности другого мира, другого пространства – Родины Духа – такой близкой и родной по мгновениям поэтических, музыкальных и художественных касаний, по моментам необъяснимой тоски, по незабываемым сновидениям и особым сердечным чувствам. Буквально отдельными «мазками» попробуем рассказать о вошедших в марш праздничных уроках.

 

Поэзии чистое слово 

 

Поэзия есть способ познания, а не просто рифмованная мысль.

Мысль, присутствующая в ней, есть мысль высокого измерения,

возникшая из таинственных глубин Космоса.

(Из размышлений на уроке)

Международному дню поэзии было посвящено два урока: «Поэзии чистое слово» и «Весна идет. Весне дорогу!».И это не случайно, ибо поэтическое творчество в нашем педагогическом поиске является одним из направлений развития новых форм познания.

На что мы обращаем внимание наших учеников? На значение поэзии для расширения человеческого сознания, утончения нашей духовной сути и развития огней сердца. Сердце – накопитель всех даров Культуры, ее света и энергии. Живое сердце человека чутко отзывается на все огненные прикосновения. Примером тому удивительное поэтическое откровение Александра Пушкина (слайд презентации):

 

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел…

 

Поэзия иномирна, а возвышенные стихи и их «божественный глагол» – посланники того мира, откуда к нам приходят свет любви, энергия красоты и сила знания. Мы знаем, что Пушкин страдал, когда не было связи с его избранницей – музой. И как трепетали все струны его души, когда из невидимого мира духа лились звуки, слова, складывающиеся в поэтические строки. Вот этот «трепет», волнение и «струение» (Павел Флоренский) должны в итоге коснуться сердца учеников, и из него будет изливаться красота поэтических слов, которые и станут новой формой познания.

 

Чтение прекрасных стихов, умение интонировать, умение чувствовать смысл прочитанного стихотворения, правильно выстроить ритм стиха, передавая авторский смысл знаков препинания, собственное стихотворство – вот те ступени, ведущие к утончению и облагораживанию человеческой природы, сердечного воспитания и расширения сознания средствами поэтического творчества. Немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Вильгельм Гумбольдт сказал, что: «Поэзия ставит нас в центре, от которого по всем направлениям идут лучи, соединяющие нас с бесконечностью». Взяв поэтическое направление «Стихотворство – род познания» одним из важнейших в воспитании и развитии наших учеников и студентов, мы убедились, что поэзия является мощной силой для возвышения человеческих качеств в детях.

 

Книга как явление культуры 

 

2 апреля – день рождения Андерсена. Этот день стал Международным Днем детской книги. А нам с ребятами этот праздник подарил еще одну возможность поразмышлять на уроке о книге как о «создании прекрасном» [8] и «зерцале души человеческой» [9], о книге, хранящей «запечатленные знаки человеческих восхождений» [10] и «откровения духа»[11] лучших представителей человечества. Как же не любить и не почитать книгу, в которой и Красота и Знание слились в едином синтезе, обращаясь к сердцу человеческому.

Даже беглый взгляд на развитие урока помогает понять, что разговор между учителем и учениками предстоит очень серьезный и глубокий:

 

1. О всепобеждающей силе Духа;

2. Спираль познания;

3. Внутренний мир нашей Культуры;

4. Книга, как культурное явление нашей жизни (читаем сказку);

5. Как измерить Силу Духа?

 

В совместных с учениками размышлениях, которым помогает лейтмотив:

«Все развивается изнутри наружу», проходит внутренняя работа, направленная на то, чтобы зазвучал и был услышан голос сердца, чтобы назойливое обыденное внешнее не заглушило возвышенное и более энергетическое мышление.

О значении книги в воспитании и развитии детей хорошо знал Николай Рерих, и его завет напоминает нам об этом: «Любите книгу всем сердцем вашим и почитайте сокровищем вашим», которое необходимо «сохранить как истинную драгоценность искры человеческого духа»[12].

 

Культура – основа педагогического искусства 

 

Николай Рерих неоднократно писал о «спешности» и «неотложности», которые надо проявлять в деле культуры, не уставал напоминать о важности самых малых приношений в общую чашу культуры и недопустимости промедлений, когда речь идет о культурной помощи в интересах общественного блага. Говорил он и о необъятной «пашне Культуры». По его завету перед нами стоит задача: везде, где только возможно, действовать и способствовать «возвышению жизни человеческой»[13].

 

В заботе о возвышении жизни школы и с думой о развитии педагогического искусства (как это понимал Константин Ушинский) создавался авторский образовательный курс «Человековедение» для начальной школы гимназии Белгорода-Днестровского. Основа его выражена в высказывании Василия Сухомлинского, считавшего самовоспитание фундаментом самого воспитательного процесса: «Человеком ты родился, но человеком должен стать».

Этой цели служит и работа со студентами второго курса отделения начальной школы Южноукраинского национального педагогического университета имени Константина Ушинского. Годовым итогом такой работы стал Второй фестиваль педагогического искусства «Синтез Любви, Красоты и Знания как сила, преображающая человека», который прошел в рамках III Международного Конгресса «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ» в мае этого года.

 

Для того, чтобы учитель мог помочь детям заложить основы миросозерцания, нужно самим учителям обратиться к своему сердцу в поисках синтеза. Именно сердце учит синтезу и высшему вмещению. Ведь научить и «воспитать это не значит только дать ряд механических сведений»[14].

 

Знание должно быть одухотворено, а урок – иметь главную идею, которая станет духовным стержнем, сердцем урока. Только тогда зазвучит в ответном движении сердце учеников.

В качестве примера возьмем несколько Мастер-классов, в которых студентам удалось найти и выделить в уроке самое главное, то, что ведет к очеловечиванию и культуре духа.

В уроке Катерины Логвиненко для 2 класса из курса «Основы здоровья» (раздел «Духовное здоровье»), зазвучала мысль о том, что увлечение – это та сила, которая влечет человека, но может быть как благой, так и опасной. Т.е., в силу двойственности, в одном случае, показывает ему его призвание, в другом же, способна увести на ложную стезю. И вкус, эта мера красоты и совершенства в человеке, как раз и дана ему как оберег от всего дурного и разрушающего.

Мария Тучемская в уроке из курса «Я в мире» (3 класс) с темой «Главное чудо света» размышляла вместе со своими учениками о процессе творчества человеческого духа, предлагая задуматься о том, что не только все самое прекрасное и значительное создано человеком, наделенным творческой силой, этим божьим даром (и этим человек подобен Творцу), но и сам человек сотворен Высшей Силой, стоящей на миром.

 

Урок русского языка для 4 класса Натальи Семекчи с прекрасной темой «Жизнь бесталанна без героя» ставил задачу практического освоения прилагательных как части речи. Именно прилагательные позволили написать портрет былинного героя Добрыни Никитича, причем за внешними качествами угадать внутреннюю героическую его суть.

 

«Путешествие в мир слов» - так Светлана Михель назвала свой урок русского языка для 2 класса. Тайны слова помогали открывать стихи и сказка, собственная мысль, которая, к слову, составляет тайну самого слова. Ведь без света мысли слово теряет жизненную основу.

Анастасия Гончаренко в уроке «Великих тайн полна Природа» из курса «Природоведение» (1 класс) взялась выступить против существующей традиции делить природу на «живую» и «неживую». Анастасия сделала акцент на такие грани, как целесообразность, многообразие, стремление к красоте и совершенству всех царств природы, следование всеобщим законам космоса и др.

 

Общий вывод таков: в любом уроке, какова ни была бы его тема можно и нужно обращаться к духовным основам, обращая взгляд к самому себе как части целого.

 

Подведем итог

 

В педагогике все зависит от способности учителя мыслить. С этого начинается самостоятельное творчество и детей. Учитель-ремесленник будет придерживаться готовых формул и старых конспектов. И даже если он найдет в поиске готовый урок, он не станет развивающим и воспитывающим наставником, ибо в нем не будет энергии и творческого огня. Мысль является ведущей силой в педагогике, творчестве, в науке, в философии и в самой жизни. Возвышенная мысль создает в пространстве урока необходимую энергетику и состояние радости.

 

Это главное отличие педагогики творческого мышления от педагогики памяти, в которой нет искусства. А искусство, по мысли Леонардо да Винчи, присутствует только там, где рукой и мыслью художника водит дух. Интеллект и его инструмент – память – это достижение прошлого. Только высокое сознание, дух и культура, устремляют нас в будущее, в эволюцию.

Николай Константинович писал, что в наше время «три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи» [15].

 

И мы думаем, что учителя одухотворенной педагогики будут использовать эти дары в своих в своих уроках.

 

Спасибо!

 

Белгород-Днестровский,

Одесской области, Украина

 

Литература:

 

1. Учение Живой Этики. Агни Йога. 42.

2. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 106.

3. Там же. С.4.

4. Там же.

5. Там же. С. 266.

6. Там же. С. 267.

7. Там же. С. 269.

8. Там же. С. 96.

9. Там же. С. 95.

10. Там же.

11. Там же. С. 96.

12. Там же.

13. Там же. С. 98.

14. Там же. С. 269.

15. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997. С. 26.
 

Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР