Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Поиск новой эволюционной педагогики

 

Рихард Рудзитис

 

⁠СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ

ЧЕРЕЗ КРАСОТУ

 

 
«Нужно оборудовать школы так,
чтобы они были рассадниками украшения жизни».
Община. 106
 
В деле пробуждения в человеке истинного интереса к прекрасному, в воспитании в нем, как мы уже указывали, художественного чутья и интеллигентности духа, первая роль, конечно, принадлежит самой семье и окружающей среде. Но пока все родители не стали духовно-культурными воспитателями, и так как именно в школе закладываются и возжигаются многие огни сознания, то велика в этом значении и полна неимоверной ответственности и миссия школы. Потому именно в будущей школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светорожденость мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой. Какой бесконечно-великий и благостный круг действия открывается здесь для учителя! Он может явиться, истинно, строителем и преобразователем тональностей духа ребенка!
Прежде всего, уже само здание школы должно быть обителью солнца, храмом созвучия и отрадности духа, истинным даром сердца народа будущему поколению, которое должно оставить порог школы творцам лучших достижений мира. Ребенок должен чувствовать здесь также постоянное живое дыхание природы и высшие вибрации Вселенной. Чистота и красота должны выявляться не только во всей обстановке, но и в чуткости взаимоотношений воспитанников и учителей. Школа, вводя душу ребенка в мир гармонии, в мир возвышенных звуков и красок, в мир истинного знания и любви, должна заложить могучие импульсы благозвучия в его душе, чтобы он сам стал способны творить благородный ритм и планомерность, как в своей, так и окружающей жизни.
Среди занятий, прежде всего, на уроках музыки и пения, нужно обращать особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и вникание в смысл гармонии, на развитие в ребенке чувства ритма и цельности. Это чувство безусловно еще укрепят как строгая система жизни, занятий и отдыха, так далее и духовная самодисциплина, к которой ребенок приучается. Вспомним также другое назначение музыки – очистительное, что она должна заставить сердце ребенка вострепетать к благу и почуять отвращение ко всему порочному. Потому так желательно было бы, чтобы ученик, кончив училище, помимо теоретических знаний, уносил с собою также и умение, в большей или меньшей мере, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Ибо, в какое незабываемое благословение превратятся потом часы его жизни, озаренные сознанием, что он в состоянии не только вслушиваться в звуковые гармонии, но и соучаствовать в них.
Также и уроки пластики, рисования, поэтики, истории искусства и литературы, наряду с изучением стройности и гармонии художественных произведений, должны вложить в душу воспитанника и высшие моральные качества, как стремление к согласованности и благонравию, к превращению всех диссонансов своих в благозвучную мелодию жизни. Далее, эти уроки разовьют тонкую способность вчувствоваться в гамму чужих вибраций, чувство взаимопонимания, сострадания и жажду облегчить участь своего собрата.
Но эти уроки должны, в широкой мере, удовлетворять также творческую пытливость ребенка. Мы уже видели, что творчество является истинным одухотворителем и возносителем нашей жизни, что оно всем действиям придает высшее качество, и что даже творчество в чисто материальной сфере, в конце концов, ведет к претворению импульсов духа. Потому и чуткий воспитатель во всем и везде, в каждом предмете и задании, должен пробуждать и углублять творческий инстинкт ребенка. Это должны быть задания, где могут выявляться самые доблестные горения молодого сердца, его сокровенные чаяния и вся ширь фантазии, – эти вехи столь необходимые на его дальнейшем пути самосовершенствования. Для этого в школах, помимо уроков рисования и литературной композиции, надо углубить также значение практического обучения прикладному искусству: рукоделию и ремеслам. Мы ведь все знаем о превосходстве ручного труда над фабричным стандартом, и все-же пользуемся лишь последним. Не забудем и чисто духовную основу: если в ручное ремесло человек вкладывает свой огненный интерес, свою радость и жажду прекрасного качества и совершенства, он этим как бы облагораживает сам предмет и насыщает его психической энергией.
«Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами или ремеслами», – говорит Учение Живой Этики. «Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый, в стремлении к совершенствованию, напрягал волю и внимание. Даже на немногих, дошедших до нас предметах можно видеть высокое качество ремесла. именно теперь настало время снова вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное ограничение в предел машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое обновит воображение. Именно, качество и воображение соединены на ступенях огненного достижения» (Мир Огненный, II 293).
Но отнюдь не только на уроках музыки, пения, рисования, истории литературы и искусств, – чуткий, действительно образованный учитель найдет возможность ознакомить ребенка с понятием прекрасного также и на уроках опытного знания, как естествоведения, географии и астрономии, даже на уроках химии и биологии, математики и философии ученику может приоткрыться завеса беспредельных высот красоты. Далее экскурсии и прямое соприкосновение с сущностью природы дает много восхищения и духовного обновления. Учитель должен стать истинным водителем души ребенка в страну высших идеалов Культуры, познании великих Законов Вселенной, в сердечное сопричастие с беспредельной гармонизацией, закономерностью и целесообраностью сущего.
Ибо школа должна подготовить ребенка к священной его миссии, первые основы которой должна заложить уже его мать, а именно: быть духочеловеком – сознательным соучастником эволюции мира. Он должен быть введен в правильное соотношение ко всему сущему. Его душа и дух должны быть настроены божественным камертоном, пока он не сделается способным воспринять и увидеть действительность в ее бесприкрасной и объективной правде. Ребенку должен быть дан в руки ключ Высшей Истины: он должен научиться умом сердца различать прекрасное от безобразного, истинное от призрачного и ложного, вечное от тленного и преходящего. Этим духовно-музыкальным ключом от откроет источники самых возвышенных мелодий своей жизни. Он найдет в себе и везде правильный тон – правильный ритм. Ребенок уже в детстве должен быть поставлен в центре бытия. «Дай, где мне стать, и я мир переверну» – эту пламенную жажду каждого пробужденного сознания найти себе незыблемое место во Вселенной нужно, прежде всего, утолить в ребенке. Именно, это нерушимое, центральное место для каждого – подножие Твердыни Иерархии Света! Молодое сердце должно познать, что это наши Старшие Братья, стоящие испокон веков на Священном Дозоре человечества, Великие Зодчие, руководящие эволюцией человечества и насыщающие мир Огненным Магнитом Своего Духа.
Так из тусклого, повседневного круговорота ребенок будет выведен на космический простор. Через эстетическое восхищение – в великие этические переживания. Из созерцания и творения красок и звуков – в творчество своей собственной жизни, в дисциплинирование, преображение, утончение своего духа. Чуткость и зоркость к прекрасному должны привести к чуткости по отношению к своим ближним, к мечте о прекрасном во всех взаимоотношениях людей. Ибо, именно, в соединенных светозарной нитью отношениях человека к человеку и к Вселенной могут выявиться искры красоты в сем мире. Здесь же учитель должен ознакомить детей с великими примерами жизни – с духовными индивидуальностями, подвижниками и героями, которые давали человечеству осознание высшей красоты – красоты духа. Изучение биографий духовно высокоразвитых людей, восторг и благословение перед величием духа, воспламенит в молодой душе непреклонное желание подражать великим Образам, следовать по стопам тех, кто каждым прикосновением своим освятил и просветил нашу землю. Подражая им, воспитанник сам будет стремиться стать духозвучащим во всех отношениях. Выявление всей своей духовной культурности по отношению к другим, всего своего такта и музыкальности духа, всего своего чуткосердечия, улыбки самообладания, сострадания и терпимости, – эти тончайшие струны и являют нерушимые корни духа, которые подлежат бесконечному взращению.
Так в школах должно проходит обучение мастерству всей жизни. Ибо самая прискорбная несоизмеримость, что в школах обучают, главным образом, лишь наукам, но того, что так безмерно необходимо человеку, как этическому, божественному существу, как великому интегралу жизни, на то, самое насущное, обращают так мало внимания. Но возможно-ли свою жизнь и свою среду созидать в совершенной красоте, если человек сам себя не созидает в красоте? Потому уже на школьной скамье человеку нужно поставить непреложной целью – красоту духа, поднять все свое существование путем самосовершенствования в красоту высших озарений. Постепенно овладевать своим телом и душой, и духом, как божественным инструментом, из которого он должен создать самые чистые, самые абсолютные тона и мелодии, дисциплинировать свои мысли, чувства и действия, шлифовать как кристалл, в самых тонких контурах и извилинах, созидать себя и подвигать себя все вперед и вверх, по пути беспредельной гармонизации, от одной ступени восхождения к другой, чтобы лучше служить и излучать сердцем благо, – в этом и состоит весь смысл и цель жизни.
Потому и центральными предметами в будущей школе должно стать – космоведение – истинное понимание сущности Бытия, а также углубленное и расширенное учение этики жизни, намечающей путь человека.
 

 

 

КУЛЬТУРА МЫСЛИ И СЕРДЦА

 


"Дух знает стремление к совершенствованию,

в котором звенят все колокола Космоса".
Сердце, 224. 

 

Для того, чтобы устремиться по пути красоты духа, прежде всего надо явиться творителем прекрасного в области мысли. Мысль ведь, как тонкая огненная энергия, основа всего, мера всех вещей, "причина Вселенной". Первая предпосылка культуры духа - культура мысли. Дисциплина мысли, истинно, самый волшебный сад красоты, за которым мы можем ежедневно, ежеминутно ухаживать и его растить. Нужно достичь алмазной чистоты мысли; именно чистота, возвышенность и огненность мысли творит высшую красоту - красоту подвига и духовности. Надо созидать гармонию мысленных волн, чтобы они, очищенные огнем духа, как солнечные лучи распространялись равномерно во все стороны, но метались как хаотические вихри или бессознательные лоскутки, над чем не имеем власти. Наша душа и дух наш - Храм Божий, и все что из него исходит должно быть искрами Высшего Света. Вот почему нам надо принять на себя громадную ответственность за свои мысли, ибо "даже Архат не уничтожит следствие мысли и слова" (Агни Йога. 5O). Мысль способна возродить и поднять, мысль способна также омрачить и убить. Величайшее зло - загрязнить светлую красоту мирового пространства своей нечистой мыслью. Мысль должна внести красоту и гармонию не только в жизнь человека, но мысль, как творческое начало, должна творить и красоту Космоса, "украшая пространство цветами света", цементируя пространство огненными, возвышенными вибрациями. Чистая мысль стремится присоединиться к космической мысли, и космическая мысль действует в человеке взаимообразно - когда он думает о благе человечества и о Беспредельности. Это есть творческая мысль, стремящаяся сознательно сотрудничать с эволюцией мира. И мысль о других, очищенная в пламени любви, создает высшую красоту. "Что-же чище омоет дух, нежели мысль о благе других" (Листы Сада М. 173).

Мы должны мыслить о прекрасном, мыслить о возвышенном и духовном, мыслить о будущей гармонии человечества, складывать в своих мечтаниях наши будущие конкретные ритмы и действия на помощь миру, построить образы и идеалы, которые мы желали бы увидеть воплощенными в человечестве. Именно, этими светоносными мыслями мы должны остановить тот поток безобразия, хаоса и разрушения, который люди своими мыслями посылают в мир. Ведь долг каждого - стремиться спасти планету от лика безобразия, для того чтобы возвысить ее из бездны тьмы к вершинам Света.

Таким образом, истинным и великим творцом и созидателем человек является в царстве мысли, если примем во внимание, что ни одно явление на свете не происходит без прямого или косвенного мысленного импульса. Потому и Учение Живой Этики говорит, что высшее творчество человечества осуществляется в мире незримом, в Тонком и Духовном Мире. Здесь каждый является или создателем-художником или же разрушителем.

Но для того, чтобы стать в своих мыслях истинным создателем в высших сферах, нужно явиться творителем прекрасного в своем сердце, как в высшем синтетическом органе нашей духовной сущности. Самые мелкие свои мысли нам надо контролировать и очищать огнем своего сердца. Потому мы, прежде всего, должны стать прекрасными в сердце своем, ибо основы человеческого самосовершенствования - в сердце. Мы должны воспитать и утончать свое сердце, бесконечно углублять свои чувства, заставить зазвучать все тончайшие струны нашего духа. Уже в Библии сказано, что высшая мудрость заложена в сердце, то же подтверждает и Учение Живой Этики, что в сердце, как Обители Бога, дремлют все энергии Мира, в чаше сердца заложен весь вековой опыт нашего духа.

Но для того, чтобы сердце было истинной храминой Высшего, оно должно быть непрестанно очищаемо. Чистоту духа все Учения человечества считали даром божественным, царственным достоянием, венчающим нередко главы униженных и обездоленных в мире сем. Ибо, истинно, блаженны чистые сердцем, яко узрят они Высшее! Символом такой чистоты сердца является дитя, которое причастно еще славе Царства Небесного. Дитя пришло гостить в юдоль земную с Мира Огненного и крылья его духа посеребрены еще искрами небесных грез, а во взгляде его покоится ненависть небесной лазури. Дети - цветы земли, принесшие в этот мир трепет красоты неземной. Но именно перед ребенком теперь раскрывается жизнь как великая задача и урок, данные ему для того, чтобы он искры небесные в своем сердце пополнил и увеличил в подвиге жизни. Становясь взрослым, он уже сознательно должен настроить ритм своей жизни в созвучии с биением чистого сердца. Именно, нужна полная сознательность жизни, для того чтобы сердце стало "непрестанным излучателем света".

Чистое сердце каждое биение свое шлет на помощь ближнему. Оно познало огонь любви и самопожертвования, этот дар миру пламенно устремленного сердца, этот источник беспредельной красоты. Такую красоту в своем сердце несут великие подвижники, истинно любящие. Они осуществили идеал любви: смотреть на своего врага совершенно объективным взглядом, как на своего брата, подойти к нему с заповедью

- Господом твоим! Такая же творительница красоты есть и мать охраняющая священный огонь в душе своего ребенка. Такая красота открывается и в чистой, возвышенной любви между женщиной и мужчиной, в любви, которая зиждется на содружестве духа, на совместном горении к идеалам и совместном созидании храма жизни, освященном светом Благодати. Если бы супружество было олицетворением гармонии душ и аур, и гармонии высших устремлений, то, истинно, каждая такая семья являлась бы очагом Высшего Света на земле. Но существует еще любовь, озаряющая дух человека несравненным, неземным сиянием. Это безграничная любовь и преданность Учителю, Тому, кто духовно устремленному человеку дает высшую значимость, содержание и насыщение жизни. Таково отношение любящего ученика к своему Учителю, связанной серебряной нитью: эта нить, истинно, лестница в Дальние Миры. Священным огнем горит эта связь высшей любви.

На этих примерах мы видим, что, поистине, любовь, движущая Вселенной и водящая эволюцию всех Миров и всех существ, есть самый мощный творец самой озаренной красоты, как в микрокосме - сердце человека, так и во всей звездной Беспредельности.

Так сердце должно стать в человеке таким центром, излучающим красоту, солнцем космоса, что о нем можно было бы сказать словами Учения Живой Этики: "Когда говорим о сердце, говорим о Прекрасном" (Сердце. 391). Или, в другом месте: "Сердце несет в себе красоту Бытия" (Беспредельность. 9O7).

Сердце, как творческий магнит, воспринимает и накопляет космические энергии, творит и посылает новые, весьма тонкие огненные энергии. Так, сердце, находясь в вечном обмене и сотрудничестве, живет в Тонком Мире. Потому оно, светом своего чувствознания, видит то, чего не прозревает интеллект и наши физические глаза. "Только сердцем прозреваем красоту мира" (Беспредельность, 76). Или как говорит Фома Кемпийский в своей книге "О подражании Христу": "Когда бы ты был добр и чист внутренно, тогда все видел и постигал бы право и без затруднения. Чистое сердце проникает и небо и преисподнюю". "Люди обыкновенно не видят неземных и невещественных красот", говорит и отец церкви Григорий Нисский: "Над ними всеми есть Красота, которую узрят чистые сердцем". Именно, как вещает и чтение Живой Этики: явления высших и тонких сфер "будет соответствовать состоянию сердца. Так сердце, уже звучащее пространственным ритмом, будет знать и звучание сфер, и аромат тонкий, и ему преклонятся цветы созвучащие. Видеть цветы Тонкого Мира, значит уже подняться в сферу Прекрасного" (Сердце. 398).


 
... школа должна подготовить ребенка к священной его миссии, первые основы которой должна заложить уже его мать, а именно: быть духочеловеком – сознательным соучастником эволюции мира. Он должен быть введен в правильное соотношение ко всему сущему. Его душа и дух должны быть настроены божественным камертоном, пока он не сделается способным воспринять и увидеть действительность в ее бесприкрасной и объективной правде. Ребенку должен быть дан в руки ключ Высшей Истины: он должен научиться умом сердца различать прекрасное от безобразного, истинное от призрачного и ложного, вечное от тленного и преходящего. Этим духовно-музыкальным ключом от откроет источники самых возвышенных мелодий своей жизни. Он найдет в себе и везде правильный тон – правильный ритм. Ребенок уже в детстве должен быть поставлен в центре бытия. «Дай, где мне стать, и я мир переверну» – эту пламенную жажду каждого пробужденного сознания найти себе незыблемое место во Вселенной нужно, прежде всего, утолить в ребенке. Именно, это нерушимое, центральное место для каждого – подножие Твердыни Иерархии Света! Молодое сердце должно познать, что это наши Старшие Братья, стоящие испокон веков на Священном Дозоре человечества, Великие Зодчие, руководящие эволюцией человечества и насыщающие мир Огненным Магнитом Своего Духа.
 
Рихард Рудзитис. Роль школы в воспитании через красоту
 
* * *
Антонина Ульянова 
Рыцарь Красоты Рихард Рудзитис
https://orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/8-3

 

Рихард Рудзитис
НАСТАНУТ ВРЕМЕНА 
 

Настанут всё же времена,
Когда все расы и народы
Сольются в братстве на века,
В единстве победят невзгоды.
 
Далёкой былью станет зло,
Над миром власть утратит злато,
И улыбнётся друг светло,
Благословляя сердцем брата. 

 

Сползёт громадная плита
Греха и зла с людской природы,
Расправит крылья вновь душа,
Свет Духа озарит народы.

 

Так будет, верь мне. Верь мне, брат!
Доверься сердцу — сердце знает!
На небесах колокола звенят
И Воскресенье мира возвещают!

 

15 января 1941

 

* * *

⁠⁠Рихард Рудзитис

ВЕКА

 

В дали веков
Путь Вечный ведет.
Сердце - поет,
Лучом зажженное,
Воспламененное,
К солнцу спешит,
Как пчела, что
Нектар собирает,
Свет излучает,
Всех озаряет
Нежной улыбкой,
Чувством любви.
Когда на пути
Свет собирало,
Боль каждого
Сердце вбирало,
Страждущему -

Оно отзвучало,
Где трудность и тьма -
Духом сверкало,
С пламенем тем,
Что вечно роднит,
С тою любовью,
Что звезды творит.
За далью веков -
Конец ли дороге?
За далью веков
Сонмы жизней
Сверкают
На Млечном Пути.
Света Источник -
В глубинах непостижимых,
Сердца коснется
Лишь искра Его!

 

(Перевод с латышского:

Мария Скачкова)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 
 
Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru