Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

                                                                

 

Томас Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

учитель-методист ОШ№ 9

г. Красноармейска

 

 

Душа по капле собирает свет…

 

(Свет русской культуры в учительской судьбе)

 

Счастливая судьба словесника:

я открываю "образ мира в слове явленный"

 

 

                        - Лихо копаете?

                        - Так и копаем.

                        Так и копаем,

                        Свет добываем.

 

                       (А. Твардовский)

 

Много лет назад мою учительскую судьбу определило знакомство с бесценным наследием Василия Александровича Сухомлинского.

 

«Школа – очаг духовной жизни», «Чтобы дать ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать в себя целое море Света», - эти утверждения давно стали для меня аксиомами.

 

Вспомним Библейское: 

 

                         В начале было слово,

                         И слово было у Бога,

                         И слово было Бог.

                         Всё через него начало быть,

                         И без него ничто не начало быть.

                         В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.

                         И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

 

Оценивая сейчас прожитые годы, думаю, что я очень счастливый человек: мне выпала судьба словесника. Каждодневное открытие слова и мира, наверное,  – занятие едва ли не самое увлекательное.

 

Ещё в далёкие семидесятые великий педагог и мыслитель В.А. Сухомлинский вселил в меня уверенность, что «слова – это огоньки, которые помогают детям увидеть нечто несравненно более высокое и значительное, чем повседневный мир личной жизни».

 

Вместе со своими ребятами уже много лет я открываю «образ мира, в слове явленный» (Б. Пастернак), удивительный мир литературы, светоносной русской культуры, постигая и чрезвычайно важные, основополагающие законы Бытия, прикасаясь к высокой культуре предков как системе высоких ценностей.

 

«Жизнь – стремление туда, где вечный свет горит», -  веками утверждают мудрецы.

Почему через тьму тысячелетий наш мудрый народ сумел пронести веру во всесилие света? Разве случайно древние наши прародичи мечтали о сказочной жар-птице и поклонялись богу света Яриле – Солнцу? В честь него и детей своих нарекали Ярослав, Яромир, Ярополк!

Почему самих русичей считали детьми Солнца? А ведь и князя  Владимира народ любовно величал «красно солнышко»… Девиц красных называли зарницами.

 

Многое в жизни древнего человека говорило о важном качестве, воплощённом в красивом и мудром слове  «светославие». А ведь для древнерусской культуры, одной из старейших культур Европы, Слово было Сакральным. Оно значимо, весомо, уважаемо и почитаемо. Слово – маленький акрополь, своего рода кремль, - считали на Руси.

 

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

 

Для знающего мир светел, для незнающего – тёмен.

 

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, для народа – светить, - этой священной верой издавна жили наши предки. Слово было общим достоянием народа. Высоким являлся статус  владеющего словом, грамотой. Бесценной была книга – сокровище прежде всего духовное, а уж потом материальное. «Книга – свет, это сердцу привет», - говорили в народе. «Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости», - гласило изречение, вошедшее надолго в буквари-азбуковники. Сами краски первых древнерусских книг, излучая сияние, символизировали духовно богатого человека. Так культура Древней Руси вводит нас в духовный мир личности.

 

Светозарная суть древнерусской культуры

 

«Светозарной» называл древнерусскую культуру увлечённый исследователь Дмитрий Сергеевич Лихачёв, открывший миру её удивительный феномен. Защита крова и земли требовала возвысить человеческую личность, облагородить духовный облик её, освободить от корысти. Мечтая о светозарной личности, писатели обращали взоры к идеальному миру, идеальному поведению человека. Мысль и чувство древнерусского человека устремлялись прежде всего к защитнику родной земли и к духовному подвижнику. Сила физическая дополнялась силой духовной.

 

Древнерусский писатель, считавший само  занятие словом служением Слову, исполнением долга, завещанного Богом,  напишет любимые народом «жития» великих своих соотечественников. Глубоки по смыслу и поэтичны метафоры-символы, сравнения, используемые древнерусскими авторами: в «Похвальном слове» Сергию Радонежскому великого подвижника называют и «светило пресветлое», и «звезда незаходная», и «луч, тайно сияющий»…

 

Духовный свет идеалов Древней Руси наложил отпечаток и на представления о воспитании, образовании человека.

 

Вдохновлённый житием  Сергия  Радонежского известный древнерусский иконописец 15 века Андрей Рублёв символически изобразил идеал воспитания, нацеленного на духовную полноту, в знаменитой иконе «Троица». Для него это  всепоглощающая любовь, укрепляющая веру в наше единое целое с Богом.

 

Содержание образования символизировано иконописцем в духовной пище, ангельской трапезе, которая заключена в чаше,- в гармоничном замкнутом пространстве, круге, обозначающем свет и жертвенную любовь. Ибо свет, а значит и его производное  - просвещение возможно лишь в круге любви. Именно это создаёт необходимое напряжение  образовательного поля, устремлённого  своими силовыми линиями к триединому Творцу. Все три ангела иконы указывают на чашу, которая и соединяет  их в единое и нераздельное целое. Так сквозь видимую богословскую оболочку – спасение рода человеческого – высвечивается педагогическая мысль о необходимости духовного водительства человека.

 

Наверное, отсюда  и удивительное понимание слова «просвещение» как «дарование света умственного, научного и нравственного, научение истинам и добру, образование ума и сердца» (В. Даль). Признавая слово как духовную субстанцию, таким образом, мы привносим в сознание учеников и те вечные ценности, которые составляли испокон веков высокую культуру наших предков.

 

⁠Русская классика как истинная просветительница

 

Русская классика, воплотившая в себе и идеи и чувства, идеалы и тысячелетние верования народа, его философию, этику и эстетику достойно продолжила и развила традиции древнерусской культуры, стала подлинной просветительницей.

 

Вдумайтесь, как глубоко понимают светоносность русские писатели!

 

«Просветить – не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь…» (Николай Гоголь).

 

«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный Свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очистить себя» (Лев Толстой).

 

А вот удивительное откровение русского поэта Афанасия Фета:

 

Не тем господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звёздный день твой светлый серафим

Громадный шар зажёг над мирозданьем.

 

И мертвецу с пылающим лицом

Он повелел блюсти твои законы,

Всё пробуждать живительным лучом,

Храня свой пыл столетий миллионы.      

 

Нет, ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Ношу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей вселенной…

 

Поистине, «поэт - хранитель Божьего огня»… (Борис Чичибабин)

 

А разве сегодня утратили свою актуальность провидческие строки Александра Блока:

 

Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.

Пускай же всё пройдёт неспешно,

Что в мире свято, что в нём грешно,

Сквозь жар души, сквозь хлад ума?

 

Разве можем мы не согласиться с вечным законом бытия, который вывел поэт Николай Заболоцкий:        

 

Не странно ли, что в мировом просторе,

В скоплении созвездий и планет

Любовь уравновешивает горе,

А тьму всегда превозмогает свет? 

 

Не только своим современникам, но и нам с вами оставлены бессмертные заветы:

 

«Будьте светлы, ибо светло грядущее; и чем темней помрачается на мгновенье небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного проясненья…» (Николай Васильевич Гоголь).

 

«Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень»  (Михаил Салтыков-Щедрин)

 

«Подвижники нужны, как солнце…» (Антон Павлович Чехов).

 

 Не только своему, но и нашему непростому времени Федор Абрамов объясняет:

 

«Судьба России – давать свет миру, человечеству. Главная статья её экспорта – духовный хлеб, духовные ценности. Россия никогда не устроит жизнь на своей земле. Но она даст негасимый свет миру. В этом её назначение. Назначение в том, чтобы отрывать, поднимать человечество от земли к небу».             

 

Мы чувствуем, что литература здесь уже больше, чем искусство слова, это философия жизни.

Почему?

Великий мудрец и провидец Иван Ильин объясняет: «Философия ищет света – и находит свет».

Зачем?– возникает, кажется, закономерный вопрос.

 

«Человеку, - говорит Ильин,-  необходим свет очевидности, некая несгорающая купина, которая горела бы в нём самом, чтобы он мог и сам возгореться от неё; ему необходим свет неиссякающий и ему самому внутренно доступный».

 

Таким светом и для меня самой, и для моих учеников и стала русская культура, русская литература, русское слово.

 

Продолжение

"Понятие Культура, по значению самого корня своего, уст­ремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание. Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, создан­ную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также и ответственность свою перед сложением светлого будущего".

 

                Н. Рерих. Зов о Культуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание образования символизировано иконописцем в духовной пище, ангельской трапезе, которая заключена в чаше,- в гармоничном замкнутом пространстве, круге, обозначающем свет и жертвенную любовь. Ибо свет, а значит и его производное  - просвещение возможно лишь в круге любви. Именно это создаёт необходимое напряжение  образовательного поля, устремлённого  своими силовыми линиями к триединому Творцу. Все три ангела иконы указывают на чашу, которая и соединяет  их в единое и нераздельное целое. Так сквозь видимую богословскую оболочку – спасение рода человеческого – высвечивается педагогическая мысль о необходимости духовного водительства человека.

 

                          Валентина Томас