Томас Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
учитель-методист ОШ№ 9
г. Красноармейска
Душа по капле собирает свет…
(Свет русской культуры в учительской судьбе)
Счастливая судьба словесника:
я открываю "образ мира в слове явленный"
- Лихо копаете?
- Так и копаем.
Так и копаем,
Свет добываем.
(А. Твардовский)
Много лет назад мою учительскую судьбу определило знакомство с бесценным наследием Василия Александровича Сухомлинского.
«Школа – очаг духовной жизни», «Чтобы дать ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать в себя целое море Света», - эти утверждения давно стали для меня аксиомами.
Вспомним Библейское:
В начале было слово,
И слово было у Бога,
И слово было Бог.
Всё через него начало быть,
И без него ничто не начало быть.
В нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Оценивая сейчас прожитые годы, думаю, что я очень счастливый человек: мне выпала судьба словесника. Каждодневное открытие слова и мира, наверное, – занятие едва ли не самое увлекательное.
Ещё в далёкие семидесятые великий педагог и мыслитель В.А. Сухомлинский вселил в меня уверенность, что «слова – это огоньки, которые помогают детям увидеть нечто несравненно более высокое и значительное, чем повседневный мир личной жизни».
Вместе со своими ребятами уже много лет я открываю «образ мира, в слове явленный» (Б. Пастернак), удивительный мир литературы, светоносной русской культуры, постигая и чрезвычайно важные, основополагающие законы Бытия, прикасаясь к высокой культуре предков как системе высоких ценностей.
«Жизнь – стремление туда, где вечный свет горит», - веками утверждают мудрецы.
Почему через тьму тысячелетий наш мудрый народ сумел пронести веру во всесилие света? Разве случайно древние наши прародичи мечтали о сказочной жар-птице и поклонялись богу света Яриле – Солнцу? В честь него и детей своих нарекали Ярослав, Яромир, Ярополк!
Почему самих русичей считали детьми Солнца? А ведь и князя Владимира народ любовно величал «красно солнышко»… Девиц красных называли зарницами.
Многое в жизни древнего человека говорило о важном качестве, воплощённом в красивом и мудром слове «светославие». А ведь для древнерусской культуры, одной из старейших культур Европы, Слово было Сакральным. Оно значимо, весомо, уважаемо и почитаемо. Слово – маленький акрополь, своего рода кремль, - считали на Руси.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Для знающего мир светел, для незнающего – тёмен.
Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, для народа – светить, - этой священной верой издавна жили наши предки. Слово было общим достоянием народа. Высоким являлся статус владеющего словом, грамотой. Бесценной была книга – сокровище прежде всего духовное, а уж потом материальное. «Книга – свет, это сердцу привет», - говорили в народе. «Книжная премудрость подобна есть солнечной светлости», - гласило изречение, вошедшее надолго в буквари-азбуковники. Сами краски первых древнерусских книг, излучая сияние, символизировали духовно богатого человека. Так культура Древней Руси вводит нас в духовный мир личности.
Светозарная суть древнерусской культуры
«Светозарной» называл древнерусскую культуру увлечённый исследователь Дмитрий Сергеевич Лихачёв, открывший миру её удивительный феномен. Защита крова и земли требовала возвысить человеческую личность, облагородить духовный облик её, освободить от корысти. Мечтая о светозарной личности, писатели обращали взоры к идеальному миру, идеальному поведению человека. Мысль и чувство древнерусского человека устремлялись прежде всего к защитнику родной земли и к духовному подвижнику. Сила физическая дополнялась силой духовной.
Древнерусский писатель, считавший само занятие словом служением Слову, исполнением долга, завещанного Богом, напишет любимые народом «жития» великих своих соотечественников. Глубоки по смыслу и поэтичны метафоры-символы, сравнения, используемые древнерусскими авторами: в «Похвальном слове» Сергию Радонежскому великого подвижника называют и «светило пресветлое», и «звезда незаходная», и «луч, тайно сияющий»…
Духовный свет идеалов Древней Руси наложил отпечаток и на представления о воспитании, образовании человека.
Вдохновлённый житием Сергия Радонежского известный древнерусский иконописец 15 века Андрей Рублёв символически изобразил идеал воспитания, нацеленного на духовную полноту, в знаменитой иконе «Троица». Для него это всепоглощающая любовь, укрепляющая веру в наше единое целое с Богом.
Содержание образования символизировано иконописцем в духовной пище, ангельской трапезе, которая заключена в чаше,- в гармоничном замкнутом пространстве, круге, обозначающем свет и жертвенную любовь. Ибо свет, а значит и его производное - просвещение возможно лишь в круге любви. Именно это создаёт необходимое напряжение образовательного поля, устремлённого своими силовыми линиями к триединому Творцу. Все три ангела иконы указывают на чашу, которая и соединяет их в единое и нераздельное целое. Так сквозь видимую богословскую оболочку – спасение рода человеческого – высвечивается педагогическая мысль о необходимости духовного водительства человека.
Наверное, отсюда и удивительное понимание слова «просвещение» как «дарование света умственного, научного и нравственного, научение истинам и добру, образование ума и сердца» (В. Даль). Признавая слово как духовную субстанцию, таким образом, мы привносим в сознание учеников и те вечные ценности, которые составляли испокон веков высокую культуру наших предков.
Русская классика как истинная просветительница
Русская классика, воплотившая в себе и идеи и чувства, идеалы и тысячелетние верования народа, его философию, этику и эстетику достойно продолжила и развила традиции древнерусской культуры, стала подлинной просветительницей.
Вдумайтесь, как глубоко понимают светоносность русские писатели!
«Просветить – не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но насквозь высветить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь…» (Николай Гоголь).
«Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный Свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очистить себя» (Лев Толстой).
А вот удивительное откровение русского поэта Афанасия Фета:
Не тем господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день твой светлый серафим
Громадный шар зажёг над мирозданьем.
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной…
Поистине, «поэт - хранитель Божьего огня»… (Борис Чичибабин)
А разве сегодня утратили свою актуальность провидческие строки Александра Блока:
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума?
Разве можем мы не согласиться с вечным законом бытия, который вывел поэт Николай Заболоцкий:
Не странно ли, что в мировом просторе,
В скоплении созвездий и планет
Любовь уравновешивает горе,
А тьму всегда превозмогает свет?
Не только своим современникам, но и нам с вами оставлены бессмертные заветы:
«Будьте светлы, ибо светло грядущее; и чем темней помрачается на мгновенье небосклон наш, тем радостней должен быть взор наш, ибо потемневший небосклон есть вестник светлого и торжественного проясненья…» (Николай Васильевич Гоголь).
«Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень» (Михаил Салтыков-Щедрин)
«Подвижники нужны, как солнце…» (Антон Павлович Чехов).
Не только своему, но и нашему непростому времени Федор Абрамов объясняет:
«Судьба России – давать свет миру, человечеству. Главная статья её экспорта – духовный хлеб, духовные ценности. Россия никогда не устроит жизнь на своей земле. Но она даст негасимый свет миру. В этом её назначение. Назначение в том, чтобы отрывать, поднимать человечество от земли к небу».
Мы чувствуем, что литература здесь уже больше, чем искусство слова, это философия жизни.
Почему?
Великий мудрец и провидец Иван Ильин объясняет: «Философия ищет света – и находит свет».
Зачем?– возникает, кажется, закономерный вопрос.
«Человеку, - говорит Ильин,- необходим свет очевидности, некая несгорающая купина, которая горела бы в нём самом, чтобы он мог и сам возгореться от неё; ему необходим свет неиссякающий и ему самому внутренно доступный».
Таким светом и для меня самой, и для моих учеников и стала русская культура, русская литература, русское слово.
"Понятие Культура, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание. Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту Культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также и ответственность свою перед сложением светлого будущего".
Н. Рерих. Зов о Культуре
Содержание образования символизировано иконописцем в духовной пище, ангельской трапезе, которая заключена в чаше,- в гармоничном замкнутом пространстве, круге, обозначающем свет и жертвенную любовь. Ибо свет, а значит и его производное - просвещение возможно лишь в круге любви. Именно это создаёт необходимое напряжение образовательного поля, устремлённого своими силовыми линиями к триединому Творцу. Все три ангела иконы указывают на чашу, которая и соединяет их в единое и нераздельное целое. Так сквозь видимую богословскую оболочку – спасение рода человеческого – высвечивается педагогическая мысль о необходимости духовного водительства человека.
Валентина Томас