Война и мир… Вечное противостояние. С одной стороны – созидание и культурное строительство для мирной жизни. С другой – разрушение и гибель всего живого.
Войны, несущие разрушения, есть величайшее зло и преступление против самой жизни. Вся проблема – в человеке, в его выборе между Светом и тьмой. И величайший Свет, и величайшая тьма живут в человеческом сердце. И если нет человечности в сердце, то нет ее и в мире. Главное – любить мир, людей, хранить мир в своем сердце. Тогда жизнь человеческая будет созвучна законам Света. Тогда и будет мир на всей планете.
Уроки «Человековедения» – это от урока к уроку восхождение к вершинам своего духа, очеловечивание своей природы. С попытки заглянуть в свое сердце в поисках ответа на самые сложные вопросы бытия – кто я, откуда я, какой выбираю путь жизни? – начинается рождение Человека.
И сегодня, в наш уже 21 урок-встречу, мы с 4-классниками, вспоминая пройденное («Человеком ты родился, но человеком должен стать» (В.Сухомлинский), «Человек – это его сердце» (Г.Сковорода)), подымаемся еще на одну ступень в познании себя через тему Мира.
Урок, посвященный теме мира, в этот день прошел и в 1-а классе. Первоклассники также включились в общую беседу о человеке и его сердце. Конечно, у них есть понимание того, каким должен быть человек. Например, Таня, продолжив мою мысль о недопустимости для человека бессердечности, поделилась своими мыслями и сделала очень важный вывод: "Бессердечный человек - это тот, кто не умеет любить". Получается, что настоящий человек это тот, кто несет в себе свет (любить (буквально) - светом быть, от "лю" - люмен, свет).
Стремиться к свету
Нашим размышлениям помогает песня Татьяны Левиной «Молчаливый странник».
Скажи, молчаливый странник,
Откуда приходят люди?
Откуда несут надежды?
Прошу тебя, расскажи!
Я жду с замираньем сердца,
Откуда людские души
Несёт океан безбрежный
И что означает – жизнь?
И молвил чудесный странник:
«А люди со звёзд приходят.
Простое земное счастье
Их манит своей красой.
Увидеть леса и травы,
Вдохнуть настоящий воздух
С огромного неба мчатся
На маленький шар земной.
А жизнь означает право
Того, кто пришёл на Землю,
Стремиться обратно к свету,
В сиянье далёких звезд», –
Сказал и исчез в тех высях,
Откуда приходят люди,
Оставив свои ответы
На мой непростой вопрос…
Ученики вслушиваются в слова песни, несущей их сознанию высшие понятия – о бесконечности жизни, ее смысле, о пути к свету… Эти светлые мудрые знания известны не отдельным редким людям, но живут в сердцах каждого человека. Нужно только пробудить себя истинного к жизни. И тогда собственное знание отзовется и зазвучит в сердце.
Искусство обладает силой, способной возжечь сердца людей. Мы знакомимся со стихами о мире, написанными детьми (возраст 8-12 лет), живущих в разных странах мира, и убеждаемся в том, что мысль о мире, о светлом будущем, о добром сердце приходит к человеку независимо от возраста. Примером тому детские строки, наполненные искренней верой в торжество света в человеке и мире.
Анна Коренева:
«... Тянутся дети
К солнцу и свету.
Люди, боритесь
За мир на планете!»
Агния Барто от имени Александры Фернандес, ей 13 лет:
ЦВЕТОК ХОЧЕТ ЖИТЬ
Цветок пробился из земли,
Не распустился он и замер,
Один, от всех других вдали,
Стоит с закрытыми глазами.
Нет, не тепличные условья,
Не чья-то добрая рука,—
Земля, не политая кровью,
Нужна для этого цветка.
А где-то, может быть, пилот,
Чужое выполнив решенье,
Сейчас по мирным людям бьет,—
По убегающей мишени.
Пускай скорей исчезнут распри,
Людская ненависть и ложь!
Ты расцветешь, цветок прекрасный,
Ты непременно расцветешь.
Агния Барто от имени Тиины Линдстрём, ей 13 лет:
ГОЛУБЬ
Люди на улице
Подняли головы:
Голуби, голуби,
Белые голуби,
Шумом их крыльев
Город наполнен,
Людям о мире
Голубь напомнил.
Чёрная птица -
Откуда такая?-
Вьётся, прохожих
К войне подстрекая.
Чёрная птица
Клювом железным
С голубем белым
Бьётся над бездной.
Пусть он везде
Победителем будет -
Голубь отважный,
Крылатый витязь!
Не убивайте друг друга,
О люди!
Остановитесь!
* * *
«В ожиданьи грядущего века
Верю я в светлых дней торжество.
Верю в добрую суть человека.
Верю в мудрую силу его!»
Именно это стихотворение Раима Фархади подарило нам название урока («Верю в добрую суть человека!…») и помогло выбрать направление нашим мыслям, обратило их вглубь нас самих в поисках собственного доброго и светлого начала.
Хочу стать настоящим человеком...
Пришел черед работе в тетрадях, чтобы письменно выразить все те мысли, которые нахлынули при осмыслении темы мира и роли человека в мире. Но теперь все осмысленное нужно отнести к себе самому: «Каким я вижу себя в будущем».
…
Дети 4-"б" класса писали о тех качествах, которые они хотят видеть в себе, о своей мечте, требующей потрудиться над собой… Некоторые из них пытались свои мысли подчинить поэтическому ритму - ведь все возвышенное требует особой подачи и тяготеет к утонченной форме.
Вот, что у них получилось.
Размышления на тему: "Каким я вижу себя в будущем"
Тетяна П.: «Звонкий колокол в своем сердце услышу.
Музыкантом стану я.
Запою, на скрипке заиграю.
Нарисую твою красу, земля!»
Катерина Х.: «Я думаю, что наибольшая красота мира живет в человеке, это его внутренняя красота».
Кира Ц.: «Я хочу стать настоящим человеком».
София М.: «Народился с Божим я светом,
Ну, а дальше творю сам себя,
Светом душу свою напитаю.
И о мире помечтаю.
* * *
Люди мира,
Сбережем мир на всей планете!»
Даниил С.: «Каким я вижу свое будущее с точки зрения добра и зла.
Злым быть легче. Дела добра требуют усилий. Я хочу стати учителем или космонавтом и открывать новые звезды. Поэтому мне необходимо воспитывать в себе такие качества: терпение, доброту, любовь, творчество».
Михаил Ш.: «Я хочу видеть себя человечным, искренним жителем планеты Земля, который бережет в сердце мир и любовь ко всему живому».
Владислав М.: «Я хочу быть добрым, вежливым, воспитанным, красивым человеком. Но для этого нужно стараться и стремиться к своей мечте».
Андрей К.: «В будущем я вижу себя врачом, спасающим многих людей, счастливым и добрым человеком.»
А на следующем уроке – уроке труда (мы их называем уроками красоты и гармонии) – тема мира нашла свое продолжение в работе над открыткой, посвященной Дню Мира. Дети учились рисовать и вырезать голубей – символ мира, составлять композицию, красиво подписывать открытку, например, по названию темы урока, вписывать на свободную страницу открытки свое стихотворение или собственную важную мысль о мире и человеке.
Итог:
Итак, закончился наш урок, в котором прозвучала тема о мире в мире. Мы искали ответ на вопрос о том, что же такое быть человеком, и где искать истоки такого невежественного представления о жизни, когда человек не хочет или не умеет жить в мире и свете своего сердца.
Человек невежественный и невоспитанный думает только о себе. Где ему понять призыв жизни – жить по канону: «Господом твоим». Вот и получается, что человек и человечность – главные слова нашей жизни. Будем стремиться к человечности в себе – будет и наша жизнь совершенно другой: светлой, прекрасной, полной радостных свершений. А, значит, более совершенной.