Валерий Кучеровский
Искать в себе нового человека
Тема урока: Огонь в одежде слова
Огонь в человеке не может вспыхнуть сам.
Но его можно возжечь,
Воспламенить теплыми словами,
А можно потушить словами грубыми.
Тема урока: Смысл жизни человека
Когда человек нарождается, то он не
догадывается в чем смысл жизни на
Земле. Но каждому человеку и всему
человечеству нужно оставить глубокий
след в культуре.
Константин Домнич,
ученик 4 «б» класса, второй
гимназии Белгорода-Днестровского
29 апреля, в музыкальной гостиной Южнокраинского национального педагогического университета имени Констатина Ушинского, состоялись «Третьи Елисаветинские пасхальные чтения» в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны. Участники чтений прослушали интересные и разнообразные доклады. Назову некоторые из них: Протоиерей Дмитрий Яковенко прочитал доклад о небесных покровителях Одессы; Юлия Вылкун рассказал о прмц. Елисавете и художнике Михаиле Нестерове; Ольга Криворучко раскрыла духовную глубину и психологическую напряженность жизни старца Зосимы и Алексея Карамазова в романе Федора Достоевсого «Братья Карамазовы»; Гарри Перельдик восторженно говорил о духовности в русской поэзии; А Петр Башкарев о подвиге Сергия Радонежского.
Мое сообщение называлось: «Гуманное образование – это развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие». Являясь координатором международного Творческого объединения теоретических исследований и практики «Педагогика Культуры и Живая Этика», я рассказал о творческом поиске новой педагогической системы, ориентируемой на воспитание и развитие детей нового сознания.
Эта встреча религиозных деятелей, архитекторов, педагогов, искусствоведов, поэтов, театроведов и музыкантов напомнила мне другие творческие встречи представителей Серебряного века, когда ученые, представители церкви, поэты, музыканты, философы и художники вместе грезили о будущем человечества, о совершенном человеке, о красоте мира и жизни. Может, действительно волна эволюции возвращает нас к тому, что было сто лет назад, и сейчас мы должны осмыслить пройденный путь и наметить новые совместные шаги и пути восхождения.
Во всем искать бушующий огонь сердца
Для нарождающейся новой педагогики большое значение имеет развитие синтеза религии, науки и искусства, который наблюдается в жизни и творческой деятельности многих замечательных людей прошлого.
Врач, священник и крупный ученый Войно-Ясенецкий в своем замечательном научном труде «Дух, душа и тело», затрагивает сложнейшие вопросы духовности, развития человека и расширения сознания. Он пишет о таких сложнейших темах как:
- Сердце как орган высшего сознания.
- Трансцедентные, духовные способности.
- О внутреннем человеке.
Его научные поиски очень близки, а где-то и полностью сходятся с положениями Живой Этики
Ученый, философ, математик и священнослужитель Павел Флоренский пишет о том, что слово – это энергия рода человеческого и отдельного человека. И это соотносится с тем, о чем пишется в книгах Живой Этики: человек развивается энергией человечества. Для Флоренского Слово, как живой организм и энергетический символ. Причем энергия слова проявляется во всем организме. Все тело участвует в творческом процессе слова.
Совершенно изумительны откровения Павла Флоренского о тройственном понятии состава слова. Слово это:
• Фонема – звук;
• Морфема – тело, плоть;
• Семема – душа, внутренняя оболочка слова, его жизненный смысл, вложенный
данное слово.
Василий Сухомлинский говорил о том, что нам нужны не только знания, а мысль, порождаемая эти знания. Он же призывал к развитию интуитивного мышления и поиску духовной общности между учителем, учеником и родителями. Но он не только призывал, но создал своеобразный родительский университет и учил психологии воспитания детей.
Ученый-космист и солнцепоклонник, поэт, художник и философ – Александр Чижевский, создавший науку, исследующую взаимосвязь солнечной активности с историческими событиями на Земле, пишет труд «Академия Поэзии», раскрывая необычные свойства поэзии как основы нового познания жизни и мира.
И вот уже в наше время, Академик Людмила Шапошникова отмечает в своих трудах особенность эволюционного момента на планете Земля. Она отмечает, что «Наше время есть переходное к Новой эпохе, к Новому человеку, к новому сознанию и мышлению, к новой эволюции (от интеллекта к духовности), к новому эволюционному витку и «новому небу и новой земле». На Земле до нашего вида человечества – Homo sapiens, или человека разумного, – существовало четыре вида человечества, сменявших друг друга. Наш вид – пятый. Живая Этика называет эти виды расами, не вкладывая в это понятие этнический смысл. Сейчас на смену нам идет шестой вид, или шестая раса».
Согласно Живой Этике, наступающая Новая эпоха будет эпохой Культуры, эпохой Сердца. А сердце является хранилищем мудрости и важнейшим инструментом нового познания. Дети нового сознания, которым предстоит создать на Земле Новую эпоху – эпоху Сердца, естественно должны обладать мудростью и учить этому других.
На общественно-научной конференции 2006 года «Дети нового сознания» в Международном Центре Рерихов в Москве докладчики отмечали необычные качества новых детей, такие как: альтруизм и самоотверженность, стойкость и твердость характера, целеустремленность и целостное восприятия мира, неуловимую но ощущаемую чувствами, нацеленность на сотрудничество, искренность, обладание особой энергетикой, любовь к подвижности и другие.
Нас, взрослых, сейчас ставят в тупик видеоматериалы в ютубе, которые показывают невероятные способности новых детей. Вот лишь несколько примеров:
• Белла в четыре года свободно говорит на семи языках.
• Алия (записано на слух) в 9 лет пишет пьесы, знает все о театре и системе
Станиславского.
• Настя, 10 лет, прочитала две тысячи книг и хорошо знает их содержание.
• Юный химик Александр в 6 лет знает все химические формулы и составы всех
материалов.
• Платон в 8 лет имеет абсолютные космические знания о планетах, звездах,
галактиках…
• Юрий в совершенстве знает политическое устройство стран мира и их
руководителей на всех континентах.
• Булат изучает фантастику, математику, физику, является кандидатом в мастера
спорта по шахматам. Может, не глядя на изображение, а только по подсказке
времени, вычислить за несколько секунд градус положения часовой стрелки.
Но эти возможности, с которыми дети пришли, раскрылись в них и стали реальностью только благодаря вере, любви и самоотверженному подвигу их родителей.
Поиск новой педагогики
Для таких детей нужна новая педагогика. «Педагогика Культуры» - единственно верное направление в выборе педагогической системы. Потому что культура как источник света несет в себе самые высокие понятия и, прежде всего, духовную любовь к человеку и самое мощное оружие в борьбе с невежеством (Николай Рерих).
Для меня лично Культура – это вечная Троица, как единство человека, земли и Вселенной; прошлого, настоящего и будущего; религии, науки и искусства; любви, красоты и знания; души и духа…
В чем суть новой педагогики?
В радости откровений, которые мы получаем благодаря философии космической реальности Живая Этика и, благодаря этому, нового прочтения знакомых уже мировых учений. Излишнее погружение в материю и самость личности закрыли от нас знание о Единстве человека, земли и Вселенной, разделили науку, философию и искусство на части, лишенные духовной основы. Пришло время уже другими глазами посмотреть на классическую педагогику и наполнить ее знаниями философии космической реальности, которые мы найдем в трудах Ушинского, Сухомлинского, Флоренского, Вернадского, Циолковского и других.
Учитель учителей Константин Ушинский, чье имя носит Одесский педагогический университет, возвышал педагогику до первого и высочайшего искусства. А что такое искусство? Что отличает его от ремесла? Об этом сказал в 15 веке Леонардо да Винчи: «Там, где дух не водит рукою художника, там нет искусства».
Духовность – это связь с Высшим, связь с источником всех Знаний.
Одухотворенное искусство дарит нам жизненно-необходимый Свет. Но, чтобы вместить все эти эволюционные задачи, учителю и педагогу необходимо постоянное расширение сознания, которое подведет его к собственному творческому мышлению, воспитает в новое космическое мировоззрение и целостное мироощущение.
Те дары, которые мы наблюдаем в отдельных новых детях, есть у всех приходящих на землю детей, но школа и учителя совершенно не готовы к воспитанию и образованию детей нового сознания. Но эта новая педагогика и новое мастерство есть, например, у Сухомлинского, который смог раскрыть великое чудо жизни и красоты природы, ее многообразие, научил детей наблюдать, мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Но обогащаясь знаниями классики, мы должны сделать свой творческий вклад в создание педагогики для детей нового этапа эволюции.
В чем будут особенности новой педагогики?
• В утончении своего внутреннего мира.
• В развитии в себе и в детях интуитивного мышления, чувства вдохновения и
озарения, без которых не может быть ни искусства, ни творчества.
• В познании не только видимого, но и реальности невидимого мира.
• В самотверженном служении эволюции.
В заключение хочу привести слова Николая Рериха о том, что нужно собирать знание и укладывать нашу кладь в причудливые соты. То есть из всего многообразия человеческих накоплений мы, как трудолюбивые пчелы, выбираем самый драгоценный «нектар», который и станет основой нашей Культуры, основой нашего знания. Будем выбирать только то, что эволюционно и соответствует Плану самого Творца.
Белгород-Днестровский, Одесской области