Ирина Яворская
Свет жизни
• Татьяна Зеленченко. Встреча зимы с весной
Дети начинают весну, как в природе ее начинают птицы. В этом убедился Михаил Пришвин, тонкий знаток природы, как свою чувствовавший ее душу.
В «Весне света» он описывает свою встречу с детьми в самом начале весны, когда город был покрыт звездной порошей, такой удивительной, редкой - не просто как снег, а звездочка над звездочкой. И рождались снежинки будто бы из ничего (небо было чистое, сияли звезды), словно само звездное небо рождало их.
Радость переполняла сердце весь день. Всюду слышались детские восторженные голоса, как все равно птичьи голоса весною в лесах. Дети наблюдали за веселым воробьем: от ветра его крыльев разлеталось вокруг столько звездочек-снежинок! Детская радость наполняла весь воздух.
Звуки весны в сознании писателя сложились в новое слово «Дриандия», означавшее ту желанную страну, путешествие в которую началось для него с самого утра и сопровождалось звездной порошей. Слово это так было близко имени любимой богини Дрианы (Дриана - душа дерева, леса), и так радостно было повторять его вслух снова и снова.
Музыка незнакомого слова привлекла внимание детей, его созвучие весенней природе завораживало и обещало сказку. Они бросились вдогонку писателю, спрашивая друг у друга:
- Что он сказал?
- Что он сказал?
И вот мальчики и девочки уже со вниманием слушают как старого своего приятеля писателя Пришвина, рассказывающего о стране вольных сванов и, после небольшого перерыва, просят еще раз повторить рассказ о маленьком народе, живущем в этой удивительной стране – Дриандии.
* * *
По словам Александра Трофимова, автора более двадцати книг стихов и прозы, «небо – это сказка, рассказанная звездами. Глаза – продолжение неба, сказка – тоже. Земля – прихожая сказок».
Вот и получается, что мир, открываемый ребенком, с его поэтическим, восторженным восприятием, – это сказка, рассказанная им самим себе самому.
Улыбчивой сказкой
Соделай видения жизни…, – так поэтически выразил эту мысль Вячеслав Иванов.
Поэты, художники и дети видят мир по-особенному. Художник Борис Смирнов-Русецкий как-то в юности, всматриваясь сквозь замороженные, покрытые причудливыми узорами, окна вдруг понял, что по-новому увидел мир: воображение рисовало призрачные, загадочные картины; старинные дворцы, дома и ограды, деревья преобразились, расплываясь в снежном узоре, стали воздушными, тонкими, неземными... Настоящая сказка! Но это было не только восхищение внешней, красотой, но главное то, что ему через сказку, рассказанную самой зимой, приоткрылась глубинная тайна жизни, вернее, одна из ее граней.
Поэтическое восприятие действительности – вот что присуще детству. И по-другому жить дети не могут. «И жизни я не хочу, где все так ясно, просто и грубо-грубо!» Эти строчки из сказки Андерсена «Старый дом» как нельзя лучше подтверждают сказанное.
Но что же нам рассказывает сказка Весны? Прежде всего - о тайне перехода от одного времени года к другому. Всем знакома целая серия сказок зимне-весеннего содержания, в которых происходит переход от зимы к весне: «Снегурочка», «Снег и Кисличка» Эдуарда Шима, «Солнышко и снежные человечки» Н.Слепаковой и другие чудесные сказки. В них солнце, свет, радость, правда побеждают все те враждебные силы, так желающие уничтожить саму жизнь.
Читая эти и другие сказки, поразмышляйте вместе с детьми о том, какие уроки жизни они нам дают, какие дарят нам высокие и мудрые мысли.
* * *
О чтении читайте также:
Великие о детской книге
СКАЗКИ ВЕСНЫ
* Весеннее пробуждение
Читайте в рубрике
"СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ":
Константин Бальмонт
Фейные сказки
Посвящение
Солнечной Нинике, с светлыми глазками, –
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После блеснёшь мне зелёными глазками, –
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться, – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.