Тема урока математики:
Путешествие в загадочный Космос
Лейтмотив:
Математика подобна полету, в
котором бездна загадок и вычислений
Ну, что же, хорошая тема, интересный лейтмотив. И все присутствующие учителя и гости были в предвкушении развития событий.
Уже с первых минут урока мы обращаем внимание на то, что космическая тематика для детей звучит не впервые. И на вопрос учителя: "Что такое Космос?", дети отвечали со знанием дела: "Порядок, Бесконечность, бесконечная орбита, Галактика..."
Космос в переводе с греческого означает: "порядок", "красота". Поэтому Валентина Васильевна пожелала своим ученикам встретиться с этими прекрасными понятиями на уроке.
В качестве разминки, Валентина Васильевна применила прием умножения с закрытыми глазами.
Затем дети легко нашли недостающие числа в ряду:
9, 15, 21, .... .... .... , 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93...
Причем, данный ряд надо было зафиксировать в памяти, а затем восстановить самостоятельно. Вот, что получилось:
9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93...
Следующим заданием было найти в этом ряду числа, которые делятся на три, и обосновать свое видение.
Учитель:
- Почему 15 делится на 3?
В чем тайна?
Размышляя, дети поясняли, что в 15 содержится три пятерки. Валентина Васильевна тоже подключилась к этой работе и обратила внимание детей на то, что цифры в числе 15 можно сложить, получив в сумме 6: 1+ 5 = 6
Но, известно, что 6 делится на 3, как и само число 15.
Математические действия в презентации чередуются с моментами на развитие наблюдательности, сообразительности.
Порядок и красота, действительно присутствовали на уроке. Демонстрируя загадочную закономерность, эти понятия напоминали о себе стройностью числового ряда и математических уравнений. Планеты солнечной системы, их жизнь и взаимодействие друг с другом показывали, что единство Космоса и внутренняя его слаженность также таят в своей основе незыблемые законы. Жизнь творится по законам Красоты и Гармонии. Значит, и человек не может игнорировать и не уважать те Начала. которыми держится жизнь во Вселенной.
Мудрая мысль Песталоцци, прозвучавшая на уроке, о том, что счет и вычисления помогают наладить порядок в самом человеке, также подтверждали единый для всех закон.
Парад планет
В этой части урока дети особенно оживились, видимо, в предвкушении момента, когда они смогут показать свои астрономические и математические знания.
На экране предстали перед детьми Солнце, Меркурий, Земля, Венера ...
В необъятном космическом пространстве мчатся они по своим орбитам, каждый со своей скоростью.
Учитель обращает внимание детей на цель их космического путешествия:
- Наш космический корабль приближается к планете Юпитер.
Тут Денис не удержался. чтобы не сообщить всем присутствующим о своем наблюдении: "На Юпитере есть красная точка - это буря".
- Спасибо, Денис, что ты это заметил.
Дети знают о Космосе больше, чем думают взрослые. Они с интересом впитывают и новое для себя знание.
Каждая новая планета ставила перед участниками космического путешествия все более сложные и неожиданные испытания, например, примеры на умножение нужно было преобразовать, заменив на деление.
В другом месте нужно было найти недостающие числа. И дети с помощью учителя справились с заданием. Неизвестные числа можно вычислить, применив действие "вычитание":
2 4 [ ] 2 4 8
+ [ ]3 5 2 3 5
-------- -------
4 [ ] 3 4 8 3
И уже при подведении итогов этой части урока дети отметили, что задания не показались им такими уж сложными, и всем понравились. Понравилось также "летать" по планетам и узнавать их особенности.
* * *
Я не ставлю задачу описывать весь урок, в котором участники виртуального путешествия перемещались от планеты к планете, знакомились с их жизнью и решали сложные задачи, с которыми успешно справлялись.
В ходе урока я отметил особую активность детей в этом классе. А что если разгадка в том, что Валентина Васильевна организовала в классе театр и дети уже давно показывают кукольные спектакли для учеников других классов, и даже в поселке? Синтез образования и искусства не может не принести в детское развитие: открытость, чувство другого человека, культуру общения.
* * *
Творить человека
Вторым мастер-классом, показанным на семинаре, был мой. Я показал урок, который уже проводил в 3 "б" классе второй школы Белгорода-Днестровского. Его тема: "Творить человека". И он открывает курс "Человековедения".
Задача творить в себе человека и является самой важной эволюционной задачей каждого человека. Здесь я его описывать не буду, но отошлю на другую страницу вот по этой ссылке:
http://orpheus18.wix.com/zhivaya-etika-skole
Но несколько фотографий мы добавим.
В качестве подарка дети Валентины Васильевны показали сказку "Пан Коцький", которую мы посмотрели с большим вниманием и интересом.