Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Для редактирования данного текста дважды кликните по нему.
Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Белый  Город
КУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Педагогические чтения 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы в сердце звучали песни!

 

Тема Седьмых Одесских областных Чтений, несомненно, стала продолжением очень важного размышления о поиске новой педагогики, начатом на педагогическом  фестивале в мае этого года с темой «Любовь, Красота и Знание – основа новой эволюционной педагогики», в котором участвовали учителя, входящие в Одесский областной Центр гуманной педагогики, и студенты первого курса факультета начального обучения педуниверситета. 

Вот и на этих Чтениях учителя, воспитатели, музыкальные работники, а также повзрослевшие студенты теперь уже второго курса факультета начального обучения включились в работу:
- в качестве участников мастер-класса «На любовь свое сердце настрою».
- в обсуждении педагогических и философских задач на круглом столе;
- в работе творческой лаборатории по созданию уроков для 3-го класса начальной школы. 

 

Учитель, несущий в себе свет высокой культуры

Стремление построить общество высокой культуры требует перестройки системы образования. «Человек – это самый ценный актив государства», - отметила министр образования и науки Украины Лилия Гриневич, представляя в Доме Правительства в августе этого года Концепцию “Новой украинской школы”. 

Новые запросы общества требуют формирования не только образованной, но и высококультурной личности. С этой целью организация воспитательного процесса в школе, - отмечается в Концепции, - «выводится на качественно новый уровень». Воспитание будет ориентироваться на общечеловеческие ценности и станет неотъемлемой составляющей всего образовательного процесса. Каждый школьный предмет может и должен стать инструментом воспитания нравственности и личностных качеств у ребенка. 

Кроме того личностные качества самого учителя, наполненность его внутреннего 
мира не могут не сказаться на его учениках. 
И потому руководитель Одесского областного Центра Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики Валерий Кучеровский, выступая на Чтениях с темой "Свет высокой Культуры", предложил участникам вместе подумать о том, каким должен быть учитель, который несет в себе свет культуры. Размышления участников Чтений позволили обратить внимание на то, что составляет самую суть человека – его сердце, душу, его мысли, чувства, мечты. Конечно же, только сердечный, душевно чистый и щедрый человек сможет излучать сердечное тепло и дарить свой внутренний свет всем, с кем сводит его жизнь. Без этого внутреннего света не может быть истинной культуры в человеке. Культура – это и есть свет. Об этом нам само слово говорит: «культ» - почитание, а «ур» - это древний корень, означающий «свет, огонь».

 

На любовь свое сердце настрою

"На любовь свое сердце настрою" – так назывался мастер-класс, с которым познакомил участников Чтений Валерий Кучеровский:

"Урок в гуманной педагогике начинается с приветствия и настроя на творческий труд.  Остановимся на этом подробнее:

- Мы учим детей так здороваться, чтобы почувствовать свет слова, любовь к человеку, к которому обращаем свои слова. 

В качестве настроя я приведу строки из рассказа В.Сухомлинского "Скажи человеку «здравствуйте»":

- Здравствуйте, – сказал сын. 
- Здравствуйте, – сказал отец. 
- Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась. 

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно. 
На душе у мальчика стало радостно. 
- Почему это так? – спросил сын. 
- Потому что мы сказали человеку «Здравствуйте» и он улыбнулся". 

Художественное слово – прекрасный способ без излишнего морализаторства показать детям пример истинной культуры, заключающейся в любви к человеку.
 
- Без чего не может быть любви? - этот вопрос, обращенный к участникам мастер-класса, приглашает к новым размышлениям. Завязывается дискуссия, в ходе которой становится ясно, что любовь это высочайшая творческая энергия. А началом всякого творчества является мысль (но наполненная любовью). Мысль – дитя нашего духа, а дух – это творческое начало в человеке.

 

"Всякая школа должна показать человеку..."

Следующим пунктом Чтений становится выполнение творческого задания по творению урока. Вот тут и пригодились все наши выводы, сделанные в ходе совместного размышления о творчестве и заложенной в нем силы любви как творческой энергии, о значении светоносной мысли, о том, что без прикосновения к Высшему Началу не может быть целостного созидания.  Уместна здесь была мысль К.Д.Ушинского о том, что "всякая школа, позабывшая изречение Спасителя «Не хлебом единым жить будешь» и приготовляющая человека только к материальной жизни как бы утончённа эта жизнь ни была и сколько бы ни требовалось для неё познаний, не выполняет своего начертания; она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества»."

Часть частников, образовав две группы, приступили к составлению плана уроков для 3-го класса начальной школы (природоведение и чтение). Сложность задания состояла в том, чтобы среди прочих моментов урока не упустить его духовной составляющей и, тем самым, одухотворить урок. Знания, полученные при таком подходе, становятся для ребенка инструментом постижения своего собственного внутреннего мира и Вселенной.

Но вот практическое задание успешно выполнено, и участники Чтений знакомятся с импровизированными  уроками. Эти уроки, обогащенные в качестве лейтмотива стихотворными строками, которые несут поверх основных знаний возвышенные ключевые идеи, были обращены к сердцу учеников, что позволило сделать урок цельным. Объединяя в одно целое учебные и воспитательные задачи, авторы уроков тем самым показали на конкретном примере как можно облагородить сердца своих учеников, ввести их в пространство высокой культуры. 

 
Каждый ребенок талантлив
 
Запомнилось выступление Татьяны Степановой, учителя частной одесской школы, которая поделилась своими педагогическими открытиями, помогающими ей в работе с детьми: "необходимо искать в детях только самое светлое, не преувеличивая их капризы и шалости. Нужно принимать каждого ученика в свое сердце; окружив его искренней любовью, - так мы можем помочь ему стать лучше". 
Так очередной заботой учителя стали дети, во внутреннем мире которых обозначился перекос между знанием и нравственностью, воспитанностью. Имея по целому ряду вопросов энциклопедические знания, эти дети недополучили в своих семьях что-то более важное, что составляет духовную суть человека. 
"Воспитывать человечность в детях,   рассказывает Татьяна,  мне помогают педагогические советы Сухомлинского, а также приобщение к классической музыке. Эти меры делают свое дело - дети становятся вежливее, гармоничнее. У них появляются любимые мелодии, которые им хочется слушать еще и еще. В каждом ребенке заложено множество талантов, которые надо помочь им открыть в себе. 
Особенно ярко талант проявляется у Сони,  продолжает Татьяна.  В 8.5 лет она собирается печатать свои рассказы и стихи  о звездочке, о ветре и др.; умеет создавать музыкально-танцевальные композиции.
Дети сами подсказывают мне, что им нужно. На вопрос о том, что он хочет, ребенок отвечает: "Воспитать дух".
Походы в музеи во время осенних каникул вдохнул новые краски в жизнь детей, подарив им прекрасные образы, вылившиеся в их чудесные рисунки. 
Еще один талант неожиданно проявился у Ульяны. Она собрала вокруг себя малышей и сообщила им: " Я сейчас проведу урок тишины. И каждому будет подарок". 
Девочка, увлеченно рассказывая о том, как из некрасивого червячка рождается красивая бабочка, смогла легко удержать внимание своих малолетних учеников. Подарком каждому стало легкое перышко (помните рассказ Сухомлинского "Певучее перышко"?), которое вручалось со словами примерно такого содержания: "Посмотри, какое оно красивое, как горит в нем фиолетовая искорка!"
 
                                                                                 *  *  *

Несомненно, нам нужна педагогика, возвышающая суть человека; это педагогика действия: пусть от слов учителя в сознании детей рождаются вдохновенные идеи, а от его улыбки все вокруг изменяется, солнце светит ярче, а на душе поют птицы... 

 
                                                * * *

Валерий Кучеровский

Педагогика высочайшей Культуры

Вступительное слово на открытии Седьмых Одесских педагогических чтений:      

"Не сотворить ли нам себя человеком прекрасным?"

Культура, как источник света, несет 
в себе самые высокие понятия и, прежде
всего, духовную любовь к человеку.

Николай Рерих


Время великих преобразований

В наших материалах часто звучат слова о новом времени, новом человеке и новой педагогике. И это не случайно. В пространстве нашей планеты и всей солнечной системы происходят очень важные космические преобразования накануне перехода человечества Земли в совершенно иное энергетическое состояние. В Живой Этике, признанной учеными многих стран мира как философия космической реальности, это время называется переходным от эволюции интеллекта к эволюции духа, в результате которой человечество достигнет уровня высокой Культуры. Но что является основой всех необходимых преображений?

Началом всякого творчества является мысль. Вот как об этом пишет крупнейший философ двадцатого века Елена Ивановна Рерих: «Перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний, и вы уже слышали о приближении нового времени. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. Потому мы зовем вас к усвоению великого значения творческой мысли, и первой ступенью на этом пути будет: ОТКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ, освобождение от всех предрассудков, всех предвзятых и навязанных понятий».

​Следующей ступенью станет РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ, к  которой мы подойдем после ознакомления с историей  развития мысли. Откинув все предрассудки мест, времени и национальности, мы, "как пчелы, будем собирать драгоценный мед человеческой творческой мысли!".

Заложив в основание мощные достижения великих создателей нашего сознания, приступим к третьей ступени - к РАЗВИТИЮ СВОЕЙ МЫСЛИ, своего творчества  и из новых сочетаний будем высекать новые искры огня мысли, этого венца мироздания. И будем помнить, что  мысль без огня не существует.

Будем помнить, что мыслящий человек никогда не одинок, ибо мысль его величайший магнит и приносит из Пространства тождественный ответ. Потому, если хотим получить прекрасный ответ, пошлем в звучащее Пространство устремленные мысли, насыщенные чистым огнем сердца, ибо только одухотворенная устремлением, напитанная сердцем мысль творит и привлекает, как мощный магнит. Мысль, лишенная устремления и горения, - бесплодна.

​Итак, устремимся к познанию, к широкой мысли и в устремлении своем будем дерзать, ибо лишь дерзание мысли слагает новые пути.

​Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием.

Культура - сокровище мирового значения

​Все беды на земле из-за смешения понятий Культура и цивилизация. Современные словари до сих пор не разделяют эти понятия. Но все станет на место, если мы подойдем к решению этой проблемы с точки зрения духа и материи. Латинский корень  ─ «Культ» переводится как почитание, а санскритское ─ «ур» дает нам понятие света и огня. Получается, что Культура – это почитание Света.

​Академик Людмила Шапошникова пишет, что «…если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство  жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своего существования и назначения".

​К области Культуры мы можем отнести, прежде всего, те проявления человеческого духа, которые изливаются из таинственных глубин самого человека и являются естественными для него. Эти проявления имеют природный характер, без которого человек не может оставаться  человеком. Песня и музыка, художество во всех проявлениях, различные культы, этические моменты, поэзия, стремление к красоте казалось появились вместе с человеком, росли и развивались  параллельно с его сознанием и развивались,  как бы сами собой, создавая удивительные и прекрас- ные узоры. ​Культура, в отличие от цивилизации, является самоорганизующейся системой духа, действующей в согласии с уровнем и качеством энергетики этого духа. 

Очень важно отметить, что: «В энергетическом поле духа идут те же обменные процессы, которые составляют основу всех космических  явлений, - как отмечает Л.В. Шапошникова, - начиная от человеческого общества  и кончая межзвездным веществом. Специфика такого энергообъема  складывает или превращает дух в систему Культуры. Потому, как справедливо утверждает синергетика, самоорганизации поддаются лишь открытые системы».

Понятие основ Культуры дается человечеству очень трудно так как она выводит нас за пределы узкого материального Мира в пространство иной реальности. Вот как это понимает философ и востоковед академик Л.В.Шапошникова. Она пишет в своих трудах, что «Если объективные двигатели Культуры мы можем отнести к условно называемым природным явлениям, то субъективные связаны с субъектами космической эволюции,  которых Живая Этика называет Иерархами Света. Вряд ли в настоящее время можно отрицать существование одухотворенного Космоса, в котором энергетические сущности, достигшие  высоких ступеней эволюции, играют важнейшую и целенаправленную роль».

Деятельность Космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляются в первую очередь в области Культуры, которая, как самоорганизую -щаяся система духа, является  энергетическим сердцем этой эволюции. Культура по мнению великого художника, писателя, философа и путешественника Николая Рериха «есть глубочайший устой  жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией Эволюции».

Есть и еще одна особенность, которую отмечает Николай Рерих в книге "Культура и цивилизация": «Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит к пониманию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации».

Осознание Красоты 

Красота во все времена была самой важной мерой в жизни. Она же является и реальной победительницей во всех наших достижениях. Пришло время наполнить Красотой наше педагогическое творчество, которое Константин Ушинский давно предложил считать первым и величайшим из искусств, ибо она связана с творением человека. Можем ли мы здесь обойтись без Красоты? Нет! Но тогда нам нужно принять знание о том, что  красота познается человеком лишь через Культуру, энергетическое поле которой и есть  источник Красоты. Восприятие Красоты формирует в человеке «философское и утонченное созерцание мира.

Великий Леонардо да Винчи сравнивал художника, создателя Красоты, с Богом. В своих наставлениях он писал: «Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Бога. Никому никогда не подражай. Пусть будет каждое твое   произведение как бы новым явлением природы».

Язык творчества и есть тот  общечеловеческий язык, понимаемый сердцем. И по мнению Николая Рериха «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса». 

Высшее ведет низшее

Культура не может существовать без связи с Высшим... Ее самоорганизующаяся система формируется под непосредственным влиянием контактов с мирами иного состояния материи, иных измерений. Как писал Бердяев,  в ней «даны знаки и подобия иной, духовной действительности». Эта «иная действительность» вошла в человека с первыми искрами  его сознания,  с  первыми формами его творчества».
В настоящий переходный период от эволюции интеллекта к эволюции духа связь Культуры с Высшими Силами обретает практическое значение и не является абстрактным сюжетом.

Живая Этика, Учение, открывающее нам особенности энергетического мировоззрения, говорит о Высших мирах, тонком и Огненном, под влиянием которых находятся многие явления на Земле и элементы которых входят и в нашу Культуру. Новый период существования Земли, наступающий с очередным эволюционным витком, еще более усилит нашу связь с «иной духовной действительностью». Каждое мгновение нашей жизни должно принадлежать Новому Миру.

Нам, прежде всего, нужно признаться в том, что человечество в целом только начинает вхождение в поле Культуры которая как пишет в своей книге "Мудрость веков Л.В.Шапошникова: "в настоящее время гнездится только на некоторых вершинах и пути к этим замкам восхождения человеческого духа по-прежнему необыкновенно трудны". Культура – это сознательное  познание, духовная утонченность и убедительность.

Послесловие

Культура вмещает в себе все самые возвышенные понятия: Любви, Красоты и Знания. В ней собраны самые драгоценные накопления прошлого и настоящего и мы храним только то, что считает культурными ценностями всего человечества. Лучшие времена в истории  человечества всегда были связаны с расцветом Культуры. 

Золотой век Перикла дали миру самые совершенные образцы в искусстве, архитектуре и недостижимый пока пример афинской демократии, когда дух народа был насыщен возвышенными и мощными идеями стремления к совершенству и героизма не только на поле битвы, но и в жизненном обиходе.  А управлял государством мудрейший вождь.

Красота искусства живописи, скульптуры и архитектуры эпохи Возрождения спасла цивилизацию Европы от нищеты и упадка. А произведения Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи до сих пор питают нас своей энергией.

Серебряный Век подарил нам богатейшую чашу духовных накоплений и попытку сближения с Миром Высшей реальности через высочайшие образцы музыки, поэзии, литературы и философской мысли. Отступление от духовности и Культуры, забвение Высшего и отход от Культуры и духовности ради материальных благ, привели мир к тому состоянию, в котором он оказался в 20-30 годы двадцатого века. Это привело к победе цивилизации и свершившейся социальной революции семнадцатого года. В наше время это противостояние еще более ожесточилось.

Мы выбираем Культуру, как основу новой педагогики, ибо время, в которое постепенно вводит нас эволюция, называется Эпохой Культуры!

В заключение приведу еще одно высказывание великого художника, философа, писателя, путешественника и Николая Рериха: «Не может человеческое существо, отражающее в себе  все сияние Космоса, ограничить себя мерзостью, духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня. Ранее или позднее психическая энергия восстанет мятежем, если ей не дано широкое русло прекрасного восхождения». 

29 октября 2016 года в Южноукраинском национальном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского прошли Седьмые ежегодные Одесские областные педагогические Чтения по теме "Не сотворить ли нам себя человеком прекрасным?". 

Соорганизаторами Чтений стали: Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского; Одесский областной институт усовершенствования учителей; Одесский областной Центр Всеукраинской культурно-образова- тельной ассоциации гуманной педагогики; Международный Центр фестивального движения «Ю’ВЕЛКАМ»; Культурно-педагогичес- кий Центр «Белый Город».  

Чтения являются своеобразным моментом подведения итогов. Областной Центр гуманной педагогики совместно с Культурно-педагогическим Центром "Белый Город" ведут поиск новой эволюционной педагогики, в которой ведущее место отводится Культуре и основам классической педагогики.

Новый подход к воспитанию и бучению отвечает и требованиям новой национальной педагогической концепции в Украине, согласно которой планируется: 

Воспитание всесторонне развитой, способной к критическому мышлению целостной личности, патриота с активной позицией, инноватора, способного изменять окружающий мир и учиться в течение жизни.

В начальной школе с 2018 года планируется ввести безотметочную систему.

Вводится процесс сквозного воспитания высоких человеческих ценностей.
Воспитательный процесс будет неотъемлемой составляющей всего образовательного процесса и ориентироваться на общечеловеческие ценности. Воспитание не будет вынесено в отдельные “занятия по морали”.

Эти инновации близки нашему поиску новой педагогики, который ведется в течение длительного периода. Вся наша профессиональная деятельность исходит из педагогического кредо: «Воспитание ребенка на основе Культуры и осознания Красоты – есть путь развития сердца».

Перед человечеством в целом и перед каждым человеком лично эволюция ставит важнейшую задачу сотворения себя совершенным, прекрасным человеком.

                                * * *

 

Татьяна и Сергей Левины

"Небо ждет"

 

Путник идёт, 
Каждый ношу свою несёт. 
Люди спешат, 
И у всякого есть душа. 
Она не умеет 
Сказать о себе, 
И плачет душа в мольбе. 

Жизни волна, 
По теченью несёт она. 
Далече земля, 
Нету вёсел и нет руля. 
И сил тоже нет 
Подумать о том: 
Куда и зачем плывём? 

 

Припев:
А Небо ждёт, 
Небо смотрит и ждёт нас, 
Оставляя земле певчей стаи глас. 
А Небо шлёт, 
Небо вести свои шлёт 
Уж в который раз... 

 

Как мы живём? 
Что мы детям своим поём? 
Но чаще молчим, 
По утоптанной тропке мчим. 
Куда? Нет и часа 
Подумать о том: 
Тем ли идёт путём? 

 

Припев:
А Небо ждёт, 
Небо смотрит и ждёт нас, 
Оставляя земле певчей стаи глас. 
А Небо шлёт, 
Небо вести свои шлёт 
Уж в который раз... 

 

Путник, постой, 
Ты иное в себе открой. 
Остановись 
И поглубже в себя вглядись. 
Смотри в это Небо, 
Что в сердце твоём, 
И ты обретёшь свой дом! 

 

Припев:
А Небо ждёт, 
Небо смотрит и ждёт нас, 
Оставляя земле певчей стаи глас. 
А Небо шлёт, 
Небо вести свои шлёт 
Уж в который раз... для нас
 

Сайт создан при помощи конструктора сайтов a5.ru