Мерить путь будущим
слово о художнике и педагоге
Борисе Неменском
Все, что изображено на холсте, – это далеко не все, что хотел
и смог сказать художник. Это только верхний слой. Только фасад
здания. В нем есть двери. Но они открываются лишь сердцу,
и понять суть работы может лишь оно …
В каждую картину, даже в каждый этюд я вкладываю свою любовь
или ненависть, презрение, горечь, нежность, восторг, удивление…
В одной работе больше одного, в другой другого.
И лишь все вместе они могут выразить мое отношение к жизни…
Борис Неменский
Говорят, что человек, – как нераскрытая книга. А если это человек – мыслитель, художник, большой учитель, прошедший испытания долгих и жестоких военных лет и большой трудной, длиной почти в век, жизни?
Наш рассказ о народном художнике РСФСР, академике Академии художеств и Российской академии образования, профессоре Борисе Михайловиче Неменском, всю свою жизнь посвятившему искусству и педагогике искусства.
● ШАГ К ЖИЗНИ И К ИСКУССТВУ
Борису Неменскому было всего 19 лет, когда окончив училище, он был призван в армию и направлен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. И это, как он сам считал, стало для него первым серьёзным самостоятельным шагом: «шагом в жизни и к жизни. Шагом, – как он верил, – к искусству». Здесь, на войне, родились многие его работы – о бойцах, о тех, кто трудился в тылу, о детях… Сколько горя, потерь… Но, были и те редкие моменты, когда смерть и беда отступали, и жизнь отвоевывала свое.
Для нас, ценителей искусства удивительного художника, особенно дороги слова о некоторых своих картинах самого автора:
С голубых весенних цветов началась для меня одна из самых моих лирических картин “Дыхание весны”. Вспоминал ощущение радости жизни, открытия небывалой красоты весны, которую до этого не замечал, и ощущение тревоги и нежности ко всему живому. Ведь завтра здесь может пройти враг и всю эту родную красоту уничтожить, растоптать, сжечь, по-бить снарядами... А подснежники такие хрупкие...
“Земля опаленная”... Картина о Курской дуге? Может быть. Но скорее – о земле, опаленной войной, об опаленном войной человеке... Мне хотелось, чтобы зритель увидел среди этого ада на дне окопа солдат. А, увидев, почувствовал бы полную меру усталости и всю силу стойкости этих обожженных, как сама земля, людей. Хотелось передать спокойную моральную силу, которая сделала их сильнее и живучее камней. Хотелось, чтобы зритель вместе с солдатом-крестьянином нашел уцелевший в пекле колосок, вместе с ним растер его на ладони и... задумался: это было вчера и не быть ли этому завтра?
...Упали в смертельной схватке два юных воина. Лежат голова к голове. Русский раскинул руки, лицом обращен к небу. Немецкий – лицом в землю... К кому же, как ни к Богу, обратиться, чтобы современный человек оглянулся в прошлое и услышал боль ближнего? Да, это мы, Господи, – и виновные, и жертвы. Да, это мы, это мы, Господи, – вчерашние и сегодняшние. На нашей такой хрупкой Земле, на живой пока Земле.
Уже в мирные годы его память не раз возвращалась к тем суровым военным будням. Вспомнилось, как однажды, в самом начале войны, в Великих Луках, превращенных отступающими фашистами в зону пустыни, бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. «Я помню, сколько было заботы и боли во всех действиях солдат по отношению к девочке. Сколько неловкой нежности…и едва сдерживаемой ненависти: виновники бедствия были не за горами», – напишет в своих воспоминаниях художник.
Эта реальная история нашла свое отражение в картине «Солдаты-отцы». На фоне истерзанной снарядами земли хрупкая фигурка девочки, окруженная солдатами, словно пламя свечи и освещает, и согревает сердца воинов. Это символический огонь жизни, который необходимо защитить во что бы то ни стало.
В творчестве художника темы, связанные с войной, стали обращением не только в прошлое, но и в будущее, которое так хотелось видеть мирным, несмотря на сложные моменты в истории страны. Великая Победа ушла в историю, но нельзя забыть саму суть: подвиг солдат и генералов, работников тыла, женщин и стариков, совсем юных подростков … Это был подвиг целого народа.
* * *
В древние времена художника называли украшателем. Даже представить невозможно какой бы серой и невзрачной была ба наша жизнь без музеев, без картин великих мастеров, без скульптур, без архитектуры.
Искусство способно преобразить и одухотворить мир и человека. Вот почему хочется верить, что в том далеком и прекрасном будущем, куда волны жизни в своем стремительном беге влекут человечество, призвание художника, поэта, музыканта станет не уделом избранных, а явится естественным выражением внутреннего богатого мира каждого человека. А пока этого не произошло, те, кого мы зовем служителями возвышенного мира искусства, открывают нам светоносные сферы прекрасного, доносят зовы из будущего, поскольку их дар позволяет им пересекать силою вдохновения плотные границы земного мира, за пределами которого живут Красота и Гармония.
Но как мало нашими современниками признается великая мощь истинного искусства и его облагораживающая роль в деле воспитания, словно не было в истории развития человечества великих эпох расцвета искусств, показавших величие человеческого гения. И как мало понимается, что без искусства, несущего огонь красоты, не облагородить, не возвысить, не преобразить человека, пока еще такого несовершенного.
● ИСКУССТВО В ШКОЛЕ
«Однажды я видел компанию мальчишек, азартно гонявших по полю батон хлеба. … Я не раз видел, как и искусство, великий хлеб человеческой культуры, гоняли в пыли небрежения»,– эти строки из книги Бориса Неменского «Мудрость красоты» передают его сокровенную боль о том, что если школа не сумеет воспитать зрителя, слушателя, уйдут в забвение великие произведения искусства.
В 70-х годах он с группой единомышленников начал движение за то, чтобы в школе преподавалось подлинное искусство, которое словно «духовное молоко», питает человека, поскольку несет ему в дар одухотворенные великими мыслями образы. Художник и педагог, Борис Михайлович уверен, что школа, обычная средняя школа, стоящая у нашей духовной колыбели, должна стремиться к важнейшей задаче, связанной, с воспитанием Человека, со всесторонним развитием духовных сил каждого из своих учеников. И поможет ей в этом искусство, закладывающее в душе ребенка нравственное и творческое начало, способное противостоять хаосу невежества и бескультурья.
Но нужно различать: искусство не цель, а средство; поэтому не обучение искусству, а воспитание через искусство должно стать заботой школы.
В самом начале этого пути, было множество вопросов, на которые не было готовых ответов: как не убить живую поэзию искусства, изучая его, анализируя; как не только научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное, но и побудить творить его в каждом дне, в человеческих отношениях; и как, в целом, очеловечить человеческое в человеке, как вести его к вершинам человеческого духа?
Одно знал Борис Михайлович и утверждал опытом своей большой жизни: «проторенными путями не достичь результата. Стоит пойти нехожеными дорогами».
Многие годы творческих поисков в решении проблем эстетического и духовного воспитания дали плоды: родилось целостное направление художественной педагогики "Художественное образование как духовная культура". На его основе коллективом сотрудников Московского Центра непрерывного художественного образования, который возглавляет Борис Михайлович, разработана программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд".
«От жизни – через искусство – к жизни» – такова сквозная идея программы. Реальная жизнь детей, их природа, мир, в котором они живут, составляют единое поле, в котором искусству отводится важнейшая преобразующая роль.
Борис Неменский убежден, что искусство должно постигаться неспешно, должно не только изучаться, но проживаться. И это открытие стало одним из важных принципов программы.
Ставя высокие цели – нравственно и духовно развивать детей, взращивать в них качества, отвечающие истинной человечности, благородству, культуре, – Неменский выходит за рамки одного предмета. Устремленная мысль педагога рождает смелое решение: нужны не отдельные предметы искусства в школе, а единая образовательная система, объединяющая все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника. Если музыка, изобразительное искусство, литература, по его мысли, составят фундамент системы эстетического воспитания, то привлечение эстетических элементов всех школьных наук (имеется в виду гармония мысли каждой из наук, гармония в эксперименте, в решении задач - и физики, и математики или биологии, не исключаются и физкультура, труд) дополнят недостающие грани общего Храма культуры. Дальнейшее закрепление полученных знаний и представлений в деле, в общественной жизни поможет тому, что они станут основой и внутренним законом , влечением души, а не балластом.
Побуждая детей искать, отстаивать свое мнение, утверждать свое представление о красоте в мире и жизни человека, – учитель дает им возможность утверждать в себе высокие идеалы и представления. И здесь возрастает роль учителя искусства, поднимаясь на уровень организатора духовной жизни школы: ведь он передает детям мудрость веков – мудрость красоты. Поэтому не достаточно учителю только знать свой предмет. Только самому любя живое искусство, дарующее радость,– можно вызвать любовь и радость в душе ребенка. Учить творчеству можно лишь творчески, увлекаясь самому и увлекая учеников. Тогда в процессе творящего созидания будет царить особая духовная жизнь на уроке, и незримо, но мощно, красота, подобно свету, станет возрождать и возвышать душу. Благодаря увлечению искусством, возрастающим от урока к уроку, разовьется зоркость души: радостно будет отзываться она на прекрасное и бежать от безобразного.
Борис Неменский, видя, какой невосполнимый урон нанесли мы, ликвидировав преподавание искусства в 7-10 классах, предупреждает, что в этом важном периоде взросления, когда идет переоценка ценностей и происходит перелом сознания от подросткового ко взрослому,– нравственно-эстетические и человековедческие проблемы становятся наиболее актуальными. В этом возрасте осознание всего происходящего идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли. И здесь не обойтись без подсказки и поддержки искусства – его великих произведений, высокой поэзии и музыки, – ведь именно в этой нерасторжимости чувства и мысли заключается сила великих творений. Если тяга к искусству станет потребностью, всю жизнь человек будет стремиться к новым знаниям, помогающим творить и мир, и себя прекрасными.
В подтверждение этих мыслей вспоминаются слова Фридриха Шиллера, возвеличившего красоту до уровня нашего истинного создателя, и потому утверждавшего, что «слушатель и созерцатель должны выйти из круга искусства, как из рук Творца – чистыми и совершенными».
Именно такими – внутренне чистыми и совершенными, с богатым внутренним миром, способными на высокие чувства, полет мысли, – хочет видеть художник и педагог Неменский юношей и девушек. Такими оживают они на портретах руки мастера:«Стихи», «Мальчишка»... И мы, зрители, не можем не восхищаться утонченностью девической души и не чувствовать ее восторга, пробужденного прикосновением к миру поэзии. А мечтательный подросток,– не уносит ли он и нас силой своего воображения в незримые дали будущего?
У Бориса Неменского к будущему особое отношение. «Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, – а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», – так видит цель искусства художник, педагог, мыслитель Борис Михайлович Неменский.
Ирина Яворская