О, как трудно вместить в себя мир!...
Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает!...
Напрягается слух ребенка. Широко раскрываются его очи.
Распахивается сердце. Пробуждается музыкант.
Художник. Поэт.
Эдуардас Межелайтис
С чего начинается наблюдение
Сколько радости у детворы вызывает первый в году выпавший снег! Можно и снеговика вылепить, и с горки на санках прокатиться, и побыть в роли следопыта, разгадывающего, кто же оставил следы на снегу. Среди всего, написанного для детей, можно найти немало текстов, в том числе и стихотворных, служащими своеобразными путеводителями по миру природы. Например, это стихотворение:
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трёхзубчатые вилы –
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница —
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
(С. Муллабаев. Следы на снегу)
Но среди всевозможных зимних игр и забав, среди походов и экскурсий в природу не забыть бы о самом главном, о том, на что в первую очередь следует обратить внимание детей. А самое главное – это красота природы. С нее, с красоты, начинается и восхищение, и радость, и полет мысли. Иногда достаточно яркого впечатления, – и уже пробуждается та внутренняя сила, помогающая заметить необычное, осмыслить, исследовать интересное природное явление.
Мыслить образами, красками, звуками свойственно детям. И не только детям. Вспомним, как нас, взрослых, удивляет и радует ослепительный снежный покров земли, причудливые кружева на ветках деревьев, морозные узоры на окнах, снежинки, кружащиеся в воздухе, радужное сияние снежных кристалликов в солнечный день... А еще – удивительная тишина ранним зимним утром, и, конечно же, музыка звездного неба… Не просто звуки, но музыка природы. Прислушаемся к звучанию, подмеченному поэтом:
Ветер снежинки гонит и гонит.
Кто там поет за стеной?
Это Морозец – маленький гномик,
Дует в рожок ледяной.
Музыка ветра, зимняя песня
Слышится снова чуть свет.
Кружат снежинки, словно танцуют
Зимний метельный балет.
(М. Байнихатис . Снежный балет)
И в сердце рождается истина того, что все живет, все имеет свой голос и вот-вот заговорит с нами.
Умение видеть и слышать то, что отзывается в душе
Сколько раз писатель Михаил Пришвин, бывая после снегопада в зимнем лесу, встречал на своем пути запорошенные снегом деревья и кусты.
- Кого они напоминают, эти странные, но такие выразительные, словно живые, снежные фигурки?
Писатель удивлялся, фотографировал их. И все прислушивался: «Отчего они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?»
И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь "шепот снежинок как разговор между странными фигурами» (Деревья в лесу. М.Пришвин).
Не каждый человек умеет увидеть и выразить увиденное так, как это делают люди, обладающие особенным чутким глазом и художественным словом:
«Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы...
А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернётся зверёк простым сучком, запорошённым снегом». – Это уже Николай Сладков, в свою очередь, рассказывает нам, своим читателям, о диковинных невиданных существах зимнего леса.
Кто-то и не обратит на них внимания. А для кого-то вся эта хрупкая красота обязательно отзовется в душе. А в нашей читательской душе отзываются мысли и чувства многих прекрасных авторов, дарящих нам сказку жизни. И тогда наша собственная жизнь и жизнь наших детей становится светлее, вдохновенней, богаче.
Не нарушить обаяние красоты
Любая деятельность, а педагогическая в особенности, требует к себе творческого отношения. Педагогу нужен особый талант.
Как-то попался на глаза совет психолога: «Рассмотрите вместе с ребенком почки на ветках разных деревьев, разломите одну и пока-жите малышу. Если в почке виден крошечный зеленый зародыш, значит, дерево живое, и когда пригреет весеннее солнышко, из почек появятся новые листочки».
Но ведь из поврежденной почки уже ничего не вырастет. Знать, как устроена почка, ребенок будет. Но ведь самого главного глазами все равно не увидишь. А отношение взрослого к живому как к неживому покажет ребенку плохой пример для подражания.
А вот как описывает свое занятие с детьми Василий Сухомлинский: «Тихое зимнее утро. Деревья в белом инее. Покрытые тонкими, как иголочки, льдинками ветви кажутся выкованными из серебра. Мы идем в школьный сад, стараемся не прикасаться к ветвям, чтоб не нарушить обаяние красоты». И продолжает: «Останавливаемся. Я читаю стихи А.Пушкина и Г.Гейне о красоте зимы…»
После этих строк очень легко представить себе тихий проникновенный голос учителя: в его словах искреннее чувство, а не праздный интерес.
Как насыщенно и содержательно Сухомлинский проводил время с детьми, одухотворяя каждую минуту общения с ними. Кроме зимних игр (играли в полярников, лепили снежную бабу, катались на салазках с ледяной горки, строили снежный городок) было и творчество, неразрывно связанное с жизнью детей: «Но всегда находилось время для музыки, творчества, любование красотой, а в результате рождались сказки, стихи».
Так заботился педагог о той полноценной духовной жизни детей, которая невозможна без мечты и красоты, без сказки, когда сама жизнь вдохновляет на творчество. Для сердца, умеющего творить, весь мир выступает во всей своей красоте: чудесный, сияющий, полный прекрасных созвучий.