Валентина Николаевна Томас
Педагогические размышления Симона Львовича Соловейчика
(1930 - 1996)
Размышления о родительской педагогике
* В воспитании всё начинается в детстве, это верно, но в чьём? – в детстве родителей.
* Несовершенные, мы хотим вырастить совершенных детей. А это возможно лишь тогда, когда мы отдаём себе отчёт в том, что с нами происходит.
* Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы – лучше становятся и дети.
* …Мир не справляется со своими детьми. Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, не умеют изменить свои взгляды и приёмы, выработать новую для себя педагогическую веру. Отсюда – небывалая потребность в педагогическом знании, совете, помощи.
* Мы воспитываем ребёнка по образу Ребёнка, и успех зависит от того, есть ли у нас воспитательная сила подвести детей к этому нашему идеальному образу и отвечает ли он, этот образ, образу Человека.
Когда образ Ребёнка правилен, а воспитательная сила велика, выходят очень хорошие люди. Здоровые, нравственно красивые, счастливые, естественные.
Когда образ Ребёнка правилен, а воспитательная сила слаба, результат предсказать труднее, но, вероятно, всё будет хорошо.
Когда образ Ребёнка ложный, а у воспитателя есть какая-то сила, (скажем, сила характера), то результат, по всей видимости, будет плохим. Можно надеяться лишь на благотворное влияние школы или чужих людей, если таковых пошлёт судьба.
Если же и образ Ребёнка ложный, и воспитательной силы нет, то результат непредсказуем, потому что в этом случае воспитывают стихии двора, улиц, школы, случайные встречные. С кем ребёнок поведётся, от того и наберётся.
Следовательно, нужно стараться создать более правильный образ Ребёнка и развивать свою воспитательную силу. Этим двум задачам, в сущности, и служит педагогика – наука об искусстве воспитания детей.
* Должны измениться не мы, должна измениться наша педагогическая вера.
* Можно точно установить, когда начинается правильное воспитание: с той минуты, с того дня, когда мы впервые сказали ребёнку «спасибо».
Мы весьма озабочены тем, чтобы ребёнок вырос благодарным, вежливым, говорил нам «спасибо». Но душа ребёнка растёт не на тех «спасибо», что он говорит, а на тех, которые мы ему можем сказать.
* Хороший способ проверить, покупать или не покупать вещь: представим себе, что она принесёт в дом – мир или ссору, успокаивает или возбуждает чувство неловкости, неустроенности?
* Детей, конечно, одевают по возможности хорошо, но родители должны быть одеты лучше. Ребёнок страдает, если он плохо одет, но он умирает от стыда, если плохо одеты родители. Когда родители одеты со вкусом, у ребёнка есть надежда, когда же родители одеты плохо – ребёнок боится такого же будущего.
* Материальное благосостояние вообще не имеет отношения к результатам воспитания.
* Превращение детей в родителей – биологический смысл воспитания.
О воспитании самостоятельности
Нужна работа нравственного саморазвития и самовоспитания взрослых – это и есть наиболее значимая работа для воспитания ребёнка!!!
Лобок А.М.
Главная цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в самостоятельности. Родившегося у нас беспомощно младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них.
Все моральные заповеди, все законы, все правила поведения культурного человека сводятся по сути к одному: добивайся своих целей, но за свой счёт, а не за счёт другого. Какими бы значительными ни казались тебе твои цели, не посягай ради них на другого человека, на его жизнь, на его труд, на его покой, на его права, на его личность, на его достоинство, на его планы, на его время, на его отдых, на его счастье – не посягай! Не утруждай его, не используй, добивайся своих целей за свой счёт, и только за свой – за счёт своего труда, своего опыта, своих знаний, своих сил, своего времени, своего имущества, своих способностей, своего мастерства, своего здоровья, а может быть, и своей жизни.
Все правила вежливости постараемся преподносить детям не как требования этикета, а как необходимость не затруднять людей. Добивайся своей цели за свой счёт. Всё, что можно делать самому, - делай сам, никого не затрудняй, а если уж затрудняешь, то проси об одолжении. Ни с кого нельзя требовать – никто в этой жизни, включая родных, ничего мне не должен и ничем не обязан. Я обязан людям, мне в радость оказать услугу, я могу просить о помощи, но мне никто ничем не обязан. Не трогай человека, не принуждай, не вынуждай, не вмешивайся в его жизнь, не вторгайся в его душу, не добивайся верха над ним. Люди типа «мой верх» - самые отвратительные люди на свете. Помни правила деликатности.
Не затрудняй людей – не добавляй им забот без крайней нужды.
Не затрудняй людей – не будь угрюм.
Не затрудняй людей, не старайся выглядеть несчастным и нуждающимся в помощи.
Не затрудняй людей – проси о помощи только того, кто может и хочет тебе помочь, и не проси о помощи без конца.
Не затрудняй людей, не ставь их в неловкое положение, а если почему-либо чувствуешь своё превосходство над человеком, то тем более уступай ему.
Не затрудняй людей – если жалуешься кому-нибудь на свои беды, а человек тебя утешает, будь благодарным ему и не отводи его утешения как ничего не стоящие.
Не затрудняй людей ничем, ни силой своей, ни слабостью.
Как научить ребёнка этим правилам? Бесконечными повторениями? Нет, соблюдением их в общении с детьми.
Размышления о воспитании
* Будем любить детей щедро и без страха, будем верить в них – и всё будет хорошо. Если в детстве потребность человека в безопасности, любви и уважении была полностью удовлетворена, он приобретает способность стойко переносить лишения. Он вырастет самостоятельным, не поддаётся дурному, а развивается даже в самых неблагоприятных условиях.
* Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, всё остальное приложится. Из школы, из жизни они будут выбирать и вбирать в себя всё доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа – и серьёзное воспитание во всех его видах и направлениях пойдёт им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента.
* Воспитание идёт только до тех пор, пока между воспитателем и воспитанником – правда во всём, и устанавливает эти отношения правды и справедливости – взрослый.
* Для воспитания честных и добрых людей, необходимо верить в правду и любовь.
* Внутренний мир человека держится на стержне «нужда-цель».
* Самое основательное, самое эффективное воспитание – это воспитание желаний. Воспитывать желания – значит обогащать их, направлять осторожно и терпеливо, понимая их природу, исключив из воспитания даже идею обуздания и самообуздания. Мы потому так мало заняты воспитанием желаний и так сильно – борьбой с желаниями, что культура желаний – самая трудная, самая неподдающаяся часть педагогики. Воспитание желаний – это не воспитание чего-то отдельного, не пресечение капризов, не борьба с потребительством, не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребёнка.
* Просьба – вот лучшая форма делового общения с детьми. Если бы меня спросили, в чём состоит что-то единственное, к чему стоит приучать ребёнка с малых лет, я бы ответил: умению откликаться на просьбы и умению просить, а не требовать. Культуре просьбы.
* Соединим в сознании ребёнка долг и радость – и больше ничего для воспитания не нужно.
* Бедный или богатый, ухоженный или запущенный, но красивым наш дом может быть всегда, это доступно всем.
* Поразительно, как действует на детей, особенно на подростков, когда в их доме едят красиво. Им начинает казаться, что их дом отличается от всех других домов. И даже если в доме всё будет вверх ногами, на кухне должно быть чисто, красиво и уютно.
* Трудная наука быть красивым – узнать, что годится тебе, а что не годится, и какой цвет – твой, и какая причёска - твоя. Если эту науку обойти – дети потом будут страдать всю жизнь. И вот ещё где красота: осанка, движение, физическое развитие и просто манеры за столом!
* Надо ли заставлять ребёнка учиться? Способного – надо, неспособного – лишь в пределах его способностей.
Воспитание сотрудничеством
Ребёнок приходит в жизнь как гость – он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на всё готовы ради него, м любим его, мы счастливы видеть его таким, какой он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он постепенно становится равным нам, нашим сотрудником. И так в семейную нашу педагогику входит, быть может, самое важное и самое сложное слово – сотрудничество. Сотрудничество в воспитании – то же, что дух в личности.
Наша жизнь – это совместный труд со множеством людей, физическое, душевное и духовное сотрудничество. Воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые.
Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Сотрудничать с людьми – значит уважать их, ценить, уметь поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это же то же самое, чего мы ждём от ребёнка. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми.
Заметим, что в слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания – духовный труд, душевный, умственный и физический.
Мы не требуем сотрудничать с нами, не добиваемся сотрудничества, а учим, растрачивая собственную душу.
В хорошей семье никто не знает слов «ты должен». Должен только я.
Пока я сотрудничаю с человеком, я больше озабочен тем, как я выполняю свой долг, а не тем, как выполняет его другой. И детей с первого дня учат, что никто никому ничего не должен, ни с кого ничего нельзя требовать, требуют только от самого себя и все выполняют свой долг, а не следят ревниво за окружающими, делают и они свою работу. И это самый верный путь к воспитанию чувства долга.
От дела – к личности, а не от личности – к делу. Труд воспитывает. Мы не занимаемся детьми, мы не воспитываем их в общепринятом смысле, мы налаживаем жизнь в доме с участием детей, мы все вместе стараемся жить весело – это и есть воспитание.
Воспитание ребёнка – это подвиг бескорыстия, только у бескорыстных людей вырастают хорошие дети.
Вырастить детей, ничем не поступаясь, невозможно.
В хорошей семье никто не напоминает друг другу о долге, никто не следит за тем, как исполняет свой долг другой, но каждый радостно несёт свои обязанности, постепенно завлекая детей радостью всякой работы.
С детьми нельзя вести счёты и потому, что душа от этого хиреет, и потому, что вклад и отдача несоизмеримы, да и просто потому, что просчитаемся. Кто завёл счёты с детьми, тот просчитается. Дети даны нам для нашего бескорыстия.
Так что же выходит: всё отдай и ничего взамен?
Примем одно: жизнь должна идти вперёд, родители всё отдают своим детям, а дети – своим детям, и так эта эстафета бескорыстия идёт через века. Дети благодарны, но они благодарят не нас, а жизнь.
Как сделать детей счастливыми?
Каждый человек выстраивает свой образ счастья. И оттого счастье –
своего рода зеркало души, зеркало внутренней свободы человека.
Желать человеку счастья – значит желать, чтобы совершенствовалась его душа.
А.М. Лобок, руководитель лаборатории
вероятностного образования, г. Екатеринбург
- Как воспитывать детей? Каждую минуту и всей душой желайте им счастья сейчас и в будущем – этого достаточно! И никогда не разъединяйтесь с ними, не оставляйте беззащитными перед судьбой.
- Желание счастья? Да разве оно от нашего желания зависит?
- Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека – к миру. Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было.
- Счастье на перекрёстке стремлений и судьбы; но где эта точка, если говорить о целой жизни? Там, где встречаются правда и долг.
- На пределе своих возможностей (честно), у пределов правды (честности) высекается счастье целой жизни.
- Все несчастья в жизни, все оттого, что человек дурно воспитан и считает долг обузой.
- Счастье – награда природы за то, что мы стремимся к чему-то, действуем, используем каждый шанс, предоставленный нам судьбой: счастье – на перекрёстке стремлений и судьбы.
- Природа награждает нас за качество стремлений.
Воспитание общением
Глагол «воспитывать» объединяет три разных действия: управлять, учить и общаться.
Общение требует абсолютного равенства. Это соединение двух душ; они хоть на миг становятся равными. В этом уравнивании – наслаждение, человеческий и педагогический смысл общения. Один миг общения даёт больше, чем целые часы поучений.
Дети больше нас нуждаются в общении. Душа занимает во внутреннем мире ребёнка почти всё «пространство» психики; а одно из главных свойств души состоит в том, что она жаждет общения, и даже не с человеком, а именно с душой другого человека. Без общения детская душа не развивается, она не может ни любить, ни верить, ни надеяться – она хиреет.
Все могут общаться со всеми, но не все умеют это делать, потому что не все взрослые нуждаются в общении – душа высохла, и не все могут снять с себя доспехи превосходства, разоружиться при встрече с человеком, открыться душой, почувствовать чужую душу равной, прикоснуться душой к душе и открыться такому касанию. Не у всех хватает простодушия, способности чувствовать просто.
Собственно, в этом-то и состоит педагогический талант – в умении почувствовать в ребёнке равного себе душой, в способности к душевному общению. Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце.
У общения такие ступени: контакт, душевное общение, духовное.
Во многих семьях родители и дети, обладая покладистыми характерами, живут в простом дружелюбном контакте, не задевая друг друга, как бы рассеянно.
Душевное общение возможно и при случайной встрече.
Но только духовное общение соединяет людей навсегда, даже если они встретились на мгновение или вообще не встречались, - так общаемся мы с великими писателями.
Законы общения
Это всё антипедагогические взгляды.
Оставляю в репертуаре: взгляд добрый, ласковый, нежный, любопытный, весёлый, радостный, юмористический, понимающий, прощающий, утешающий, подбадривающий, приглашающий, восхищённый.
А для наказания – удивлённый взгляд: «Я знаю, что ты замечательный парень; как же ты мог так поступить?..»
«Воспитание – это духовный процесс»
- всё на свете или честно, или нечестно;
- всё на свете или добро, или зло;
- всё на свете или красиво, или некрасиво.
О воспитании сердца
«Педагогика – наука об искусстве любить детей!»
«Судьба ребёнка зависит от отношения к нему»
- контакт, душевная связь с ребёнком;
- строительство его души, укрепление его представления о себе самом как о достойнейшем человеке, охрана его чести.
Если нет контакта, воспитания нет вообще.
ВОТ ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОТ ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ – любовь, вера, надежда, мужество, ответственность, власть, долг, свобода, способности, таланты, воображение, воля, старательность, милосердие, честность и справедливость – всё, что определяет наше общение с ребёнком и с детьми. И это лишь верхний, психологический слой, касающийся лишь душевной стороны жизни. А есть ведь ещё и главная, духовная жизнь – именно она определяет свойство, особенность и результат воспитательной нашей деятельности. Конечно, вопросы типа «что делать, если…» весьма и весьма важны – нам часто не хватает просто опыта. Но не ими, этими вопросами-ответами, вопросами-советами определяется воспитание, а внутренним, душевным, духовным миром людей, которые живут рядом с ребёнком и влияют на его внутренний душевный и духовный мир. Советы очень важны для одних людей и бесполезны, обманчивы для других.
Как и вся педагогика.
Из всех наук педагогика, быть может, самая полезная – ведь сказано же, что воспитанием решается участь человека, и это так. Но из всех существующих наук педагогика – самая опасная, самая вредная, самая убийственная; она может погубить и ребёнка, и взрослого. Она особенно опасна тем, что мы все постигаем эту науку не на лекциях и практикумах в институте, а с детства, незаметно для себя в родительском доме. Каждый отец и каждая мать по совместительству ещё и профессора педагогики – они не просто растят ребёнка, не просто воспитывают, они учат будущих родителей воспитывать своих детей. Это невидимые педагогические институты, миллионами рассеянные по всей земле, изо дня в день делают своё невидимое, тихое дело, доброе или страшное. А чаще всего – и доброе, и злое одновременно.
Человек никогда не творит добро или зло без того, чтобы ещё кого-нибудь не научить добру или злу, не рассеять в мире добро и зло. Каждый наш поступок, каждое сердечное движение имеют следствия и последствия. Мы видим лишь ту часть этих следствий, которая касается нас самих, лично нас (да и то не всегда), и не видим, не можем видеть других, рассеявшихся по миру педагогических последствий.
Поэтому нелепо представлять себе науку педагогику в виде советов, или формул, или законов, или категорических утверждений, или систем. У неё совсем другая природа, она не похожа не только на естественные науки вроде биологии, она не похожа и на ближайшие к ней отрасли вроде психологии. Всякая наука изучает жизнь; педагогика вторгается в жизнь – этим она и опасна, потому-то первое дело каждого воспитателя, педагогов или родителей – предупредить об этой опасности. Сейчас вспомнили старое мудрое изречение врачей «Не навреди!» и повторяют его к месту и не к месту. Но педагог не может не навредить – хотя бы потому, что его главный инструмент – он сам, а сам он, педагог, существо далеко неидеальное. Но будем хотя бы понимать это…
«Первое сентября». Последняя книга. – 1998. - № 77
Симон Львович СОЛОВЕЙЧИК (1.10.1930 -1996), русский писатель, публицист, педагог, основатель и главный редактор газеты «Первое сентября»
Симон Львович Соловейчик родился в Симферополе.
После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».
В 1960-х гг. в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.
В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось как диалог педагога и ученика. Также регулярно публиковал статьи по вопросам педагогики в журнале «Новое время».
В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября», которая стала проводником гуманистических педагогических идей.
В 1994 году Симон Львович Соловейчик написал Манифест "Человек Свободный" (Читать: http://www.psychologos.ru/…/view/manifest-chelovek-svobodnyy), в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, что такое свободный ребёнок, свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.
Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга "Педагогика Для Всех" (1977—1986), где он изложил философские взгляды на цели, средства, и условия воспитания детей; показал как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека и показал недостатки традиционного воспитания детей.
Соловейчик — автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением» (1976).
* * *
Симон Соловейчик
НЕПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ ВОСПИТАНИЯ. Избранные статьи
© Соловечик С.
© ООО «Издательство АСТ»
«Непрописные истины воспитания» – это собрание уникальных статей о семейном воспитании, каждая из которых – педагогическое открытие в отношениях детей и взрослых. Эти открытия позволяют избежать драматических и порой непоправимых ошибок в воспитании наших детей.
Предисловие
В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века Соловейчик стал едва ли не самым знаменитым «писателем для родителей». Даже возникла особая категория людей – тех, кто считал, что воспитывает детей «по Соловейчику», так же как другие воспитывали «по доктору Споку».
Но воспитание «по Соловейчику» вряд ли укладывалось в методическую систему. Дело все-таки было не в том, чтобы мы становились очень озабочены тем, как детей баловать, или решали не учить их вежливости. Нам лишь показывали, что вопреки всем привычным представлениям можно поступать и так – и беды не будет. А можно вести себя и более привычно, и это тоже не обязательно окажется ошибкой.
Читать дальше:
http://readli.net/chitat-online/?b=916931&pg=1
* * *
Симон Соловейчик
ВАТАГА "СЕМЬ ВЕТРОВ"
Повесть о современной школе, в которой автор исследует жизнь классного коллектива, показывает ее в противоборство желаний и характеров. Вместе с учениками педагоги стараются сделать жизнь школы более творческой и содержательной.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОВЕТРИЕ
Мы все приходим в мир новичками новичками, но только редким поколениям выпадает доля прийти новичками в обновленный мир.
Давным-давно, когда наших героев еще не было на свете, а будущих родителей их еще смешно было называть будущими родителями, поскольку им было лет по пять, по шесть, в Электрозаводске, в двух часах езды от Москвы, построили клуб с белыми колоннами. Война, говорили эти колонны, действительно кончилась; теперь будем жить хорошо и богато. Не успели в городе оглянуться, как появился Дом культуры с восьмью колоннами, более массивными, а затем и Дворец культуры воздвигли, огороженный с фасада забором из десяти мраморных колонн. Совсем хорошо!
Завод, вокруг которого вырос город, варил на всю страну сталь лучших марок, и еще один завод разросся, электроизоляторов, а там и типографию огромную построили - тоже на всю страну типография. Никто в Электрозаводске не работал в каких-нибудь маленьких артелях или на старых заводиках, все здесь гигантское, все - союзного значения, все новое и модерновое, и маленькая городская гостиница всегда переполнена посыльными людьми со всех концов страны - всюду нуждаются в электрозаводской продукции. Такому ли городу не строить дворцы с колоннами?
Читать дальше:
http://lib.ru/…/SOLOWEJCH…/wataga.txt_with-big-pictures.html
* * *