Нынешний, 2018 год, оказался богатым на педагогические Юбилеи.
В марте исполнилось 130 лет со Дня рождения А.С. Макаренко.
13 июня – 135 лет со Дня рождения С.Т. Шацкого.
22 июля – 140 лет со Дня рождения Я.Корчака.
2 сентября – 190 лет со Дня рождения Л.Н.Толстого.
28 сентября – 100 лет со Дня рождения В.А.Сухомлинского.
5 ноября – 95 лет со Дня рождения И.П. Иванова.
Какие формы работы в школе, пользуюсь этим случаем, можно использовать?
1. Выставки книг юбиляров.
2. Проектная деятельность.
3. Внеурочная деятельность. (Программа о героях духа. Герой духа постоянно совершает мужественные поступки, не думая о том, что прославится.)
4. Уроки мудрости (уроки сказки, например, по сказкам Сухомлинского).
5. Вдохновляющее чтение и вдохновляющие цитаты классиков.
6. Классные часы (методика Коллективных творческих дел Игоря Иванова).
7. Родительская педагогика (родительские собрания, лектории).
Януш Корчак.
Педагогика Любви
Польский педагог.
Цель его педагогики - воспитать радостного человека. Методы идут от сердца: романтика воспитания, непосредственность, преданность, самопожертвование. Все это он доказал своей жизнью, последний аккорд которой прозвучал 5 августа 1942 года…
«Уходят из Варшавы поезда́,
И всё пустее гетто, всё темней,
Глядит в окно чердачная звезда,
Гудят всю ночь, прощаясь, поезда
И я прощаюсь с памятью своей…
А на Умшлягпла́це у вокзала
Гетто ждёт устало — чей черёд,
И гремит последняя осанна
Лаем полицая — «Дом сирот»!
Шевелит губами переводчик,
Глотка пересохла, грудь в тисках,
Но уже подня́лся старый Корчак
С девочкою Настей на руках.
Знаменосец, козырёк заломом,
Чубчик вьётся, словно завитой,
И горит на знамени зелёном
Клевер, клевер, клевер золотой…»
(А.Галич. Кадиш)
А когда-то Януш Корчак мечтал:
«…Когда я снова стану маленьким,
А мир опять большим и праздничным,
Когда я снова стану облаком,
Когда я снова стану зябликом,
Когда я снова стану маленьким,
И снег опять запа́хнет яблоком,
Меня снесут с крылечка, сонного,
И я проснусь от скрипа санного,
Когда я снова стану маленьким,
И мир чудес открою заново».
(А.Галич)
Как утверждает восточная мудрость, все мы когда-то станем опять маленькими, возвращаясь на Землю не один раз для того, чтобы выучить главный урок: как стать Человеком и научиться любить.
Лев Николаевич Толстой.
Педагогика жизни и естественности
В 185 году Л. Н. Толстым была открыта начальная школа в его усадьбе Ясная Поляна для крестьянских детей окрестных деревень. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Школа состояла из младшего и старшего классов, каждый с двумя отделениями. Обучение было бесплатным и совместным.
Яснополянская школа вошла в историю как опытно-педагогическое заведение, в котором обучение строилось на основе активности, самодеятельности и творческой инициативы детей, уважения личности ребёнка, учёта его интересов. Кроме преподавания русского языка и арифметики, с детьми велись беседы по истории, естествознанию, на этические темы, занятия гимнастикой, пением, рисованием, столярным и с.-х. трудом, проводились экскурсии. Всё это выдвинуло ее в число передовых народных школ 60-х гг. 19 века.
«Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому – глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...» (Л.Н. Толстой).
Толстой большое внимание уделял педагогическим вопросам. Педагогическая деятельность Льва Николаевича подробно описана им самим в его статьях: "О народном образовании", "О методах обучения грамоте", "Воспитание и образование" и "Прогресс и определение образования"…
За год до смерти он написал письмо «О воспитании», своеобразное завещание всем тем, кто может любить детей, как он. «Воспитание представляется трудным до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упразднится вопрос о воспитании и останется один вопрос жизни: как надо самому жить? Истинное воспитание – в воспитании самих себя».
Станислав Теофилович Шацкий.
Педагогика Творчества. Педагогика Культуры
В формировании своего педагогического призвания Станислав Теофилолович подчеркивал роль Льва Толстого, который привлекал его преклонением перед ребенком, творческим отношением к педагогической деятельности и оценкой образования как важного средства развития духовных сил человека.
«Не могу не отметить того совершенно необычного впечатления, которое произвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого» (Шацкий С.Т.).
Шацкий видел главную цель образования в развитии мышления детей, а цель воспитания – в создании максимально благоприятных условий для самовыражения и самореализации личности. Станислав Теофилович является автором метода проектов, хотя, как правило, его автором называют американского педагога Дьюи.
Первым в России Шацкий создал детские поселения-колонии. Побывав в России, Джон Дьюи писал: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». Являясь выпускником сельскохозяйственной академии и учеником Тимирязева, Шацкий взял термин «колония» из биологии, применив его к социальной жизни. Колония – объединение отдельных организмов одного вида, живущих вместе на основе взаимоподдержки и защиты.
В загородных поселениях для детей Шацкий впервые использовал столь популярные в наше время формы работы: творческие и ремесленные мастерские, мастер-классы по различным видам искусств, фестивали. Он создал настоящее «детское государство» – «Бодрая жизнь», с детским самоуправлением.
Большое внимание Станислав Теофилолович уделял культуре и музыкальному воспитанию, будучи выпускником Московской консерватории, которую возглавлял в последние годы жизни, пел в Большом театре.
Антон Семенович Макаренко.
Педагогика радости. Педагогика будущего
«Даешь мажорный тон, как учил Антон».
Антон Семенович использовал все идеи Шацкого. Ему поручили создавать такие поселения-колонии для беспризорников, которых, как считал Антон Семенович, вылечить можно радостью. Поэтому он строил перспективные линии радости. Ставили коллективно большую светлую цель и двигались к ней, имея четкий образ цели и четкое распределение поручений в коллективной жизни.
В своем педагогическом творчестве Макаренко применил силу коллективного разума.
В основе его методики воспитания лежат три закономерности: целеустремленность воспитания, товарищество воспитателей и воспитанников, гуманизм.
Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений Антон Макаренко считал творческое содружество воспитателей и воспитанников.
Из родительской педагогики:
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.Макаренко).
Его «Книга для родителей» была поистине новаторской, объединив в себе три составляющих: педагогическую теорию, богатый опыт и художественный образ.
В.А.Сухомлинский.
Педагогика сердца
2018 год объявлен Юнеско годом Сухомлинского. Идеи Сухомлинского широко применяются в Китае и в странах Европы. Наследие Василия Александровича – это примерно 30 книг, около 40 монографий, 600 статей, 1200 рассказов и сказок.
Методы педагогики Сухомлинского: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Главный закон – закон духовной общности между взрослым и ребенком, согласно которому без духовной общности воспитание не состоится, ибо в этом случае нет связи.
Василий Александрович считал себя последователем и учеником Макаренко: «Я тысячу раз убежден, что все живое и творческое, что есть в нашей школе, – это детище А.С.Макаренко».
Классик дарит нам зерна мудрости своей Педагогики Сердца. Человека, по мысли Сухомлинского, делают воспитуемым 4 условия:
1. Право ребенка на радость и счастье. 2. Забота о других людях. Отзывчивость сердца. 3. Вера в человека и его силу духа. 4. Духовная жизнь в мире прекрасного.
В.А. Сухомлинский вдохновляет нас: «Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека во всех отношениях».
Игорь Петрович Иванов.
Педагогика общей заботы
Ленинградский педагог, академик РАО, доктор педагогических наук.
«Как учиться искусству воспитательной работы?
Есть три фактора, которые позволяют овладеть этим искусством. Они связаны с макаренковской теорией, макаренковской методикой и макаренковским опытом» (И.Иванов)
Используя идеи Макаренко, Игорь Иванов создавал в Ленинграде детские сообщества-коммуны, в ряде городов – мемориально-методические макаренковские Центры, уголки, кабинеты.
Он является автором методики (технологии) коллективных творческих дел (КТД). Составил энциклопедию КТД, главное назначение которых, – улучшение коллективной и окружающей жизни.
Последняя, из созданных им коммун, была Коммуна имени Макаренко в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена, в котором я училась в то время. КиМ входила в состав Педагогического общества России.
«И вот пришло время, когда я стал преподавателем Ленинградского педагогического института имени Герцена и получил возможность раскрывать перед будущими учителями красоту и мудрость жизни настоящего коллектива, бесконечную силу его воспитательных воздействий» (И.Иванов).
Вся атмосфера института в 70-е годы ХХ века была пропитана его идеями, каждый студент активно осваивал методику КТД, выезжая на учебу в загородные лагеря. Эти практические занятия так и назывались – «выезды».
Для меня на всю жизнь Игорь Петрович остался любимым учителем. Его методика помогала мне на протяжении всей профессиональной жизни как классному руководителю, вдохновляла.
Основной девиз методики Игоря Иванова: «Каждое дело творчески – иначе зачем?». «Пройдет много лет, и много нового изобретет наша школа, но педагогика коллективной творческой жизни всегда будет главным открытием. Сегодня иного пути нет. А значит, настало время интенсивного освоения технологии коллективной творческой деятельности. Назовем это социальным заказом общества (И.Иванов).
* * *
Что же общего было у этих педагогов? Что объединило их в одно ярчайшее педагогическое созвездие?
1. Любовь к детям, к профессии и творчеству.
2. Новаторство.
3. Идеал и высокая цель, устремляющая в Будущее.
4. Стремление изменить жизнь окружающих к лучшему, работа на общее благо
5. Благородство.
6. Разносторонняя одаренность в нескольких областях.
7. Мудрость.
В заключении хочется сказать, что каждый из перечисленных сегодня педагогических звезд достоин, конечно, большего внимания.
Каково предназначение звезды?
Светить. И даже если звезда умирает, свет ее остается во времени и пространстве. Надо только стремиться «до звезд дотянуться рукой» и свет мудрости педагогических звезд обязательно вдохновит тех, кто обратит на них внимание, остановится и задумается, зачем живу и как живу.
Звезды, о которых мы сегодня вспоминаем, вдохновили не одно поколение педагогов.
Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Толстой, Антон макаренко, Станислав Шацкий, Игорь Иванов... Все эти педагогики были как-то связаны. Например, Сухомлинский любил читать произведения Корчака. А Шацкий был вдохновлен Яснополянской школой Л.Толстого и т.д. Поэтому правомерно будет объединить их в одно созвездие, - созвездие Педагогической мудрости. Сколько бы лет ни прошло, а классики педагогики всегда будут современны.
На фото, верхний ряд:
1. VIII слёт Коммунарского Макаренковского Содружества (Москва, август 1973 года);
Нижний ряд:
1. А. Макаренко с воспитанниками;
2. Толстой в Яснополянской школе;
3. Колония С. Шацкого "Бодрая жизнь".
4. В. Сухомлинский в педагогическом коллективе